После победы Дональда Трампа на президентских выборах в США многие аналитики не перестают гадать о грядущих изменениях политики Белого дома на Ближнем Востоке - и, соответственно, о пертурбациях, ожидающих сам регион. Предполагалось, что некоторую ясность внесут назначения на ключевые посты в новой администрации – однако после выдвижения Рекса Тиллерсона на пост госсекретаря США этого не случилось.
Фото: Albin Lohr-Jones/ Global Look
Востоковед, кандидат исторических наук Георгий Асатрян, рассуждая о том, каким будет компромисс между американскими элитами и новым президентом в отношении Ближнего Востока, отмечает: ключевой вопрос для региона - это отношение Трампа с региональными акторами (Иран, Саудовская Аравия и Турция).
У саудовского истеблишмента плотные контакты с Трампом не выстроены, в то же время, республиканская элита (в том числе, будущий вице-президент Майкл Пенс) довольно тесно связана с Эр-Риядом, поэтому сложно представить революции в отношениях между Вашингтоном и Эр-Риядом, считает эксперт. С Ираном и Турцией пока не все прозрачно, поскольку сигналы со стороны Трампа в отношении этих государств следовали порой довольно противоречивые. Поддержка региональному союзнику – Израилю – сохранится, но ее масштабы могут измениться.
России же важно понимать, как будут выстраиваться двусторонние отношения с США по вопросам Ближнего Востока и борьбы с международным терроризмом, какой станет политика американских спецслужб в отношении различных исламистских региональных группировок. По мнению Асатряна, "центральным для будущей конфигурации американской политики будет, без сомнения, сирийский конфликт".
Трамп попытается максимально дистанцироваться от сирийской проблемы, уверен известный востоковед, политолог Алексей Малашенко. По его мнению, новому американскому президенту не нужны ни Башар Асад, ни Сирия, ни Ближний Восток.
"Он каким-то образом будет оттуда отчаливать. Разве американцы выиграли в Ираке? Нет. В Афганистане? Нет. На Ближнем Востоке? Нет. Зачем ему отчитываться перед американским обывателем за Башара? Пусть этим занимается Россия. Трамп будет выходить чистеньким, говоря о том, что не он все это начинал, предшественники совершили ошибку, а ему роднее свои, американское проблемы, которые и надо решать. Но раз русские залезли – пусть и разбираются, мы им будем сочувствовать, но это не наше дело", - прогнозирует логику Трампа эксперт.
Что Америке делать с Ираком, тоже пока не вполне понятно. После того, как американцы "ухайдакали" Саддама Хусейна, они несут за Ирак определенную ответственность и не могут уйти оттуда просто так, им нужно принимать какие-то решения, считает аналитик. Но Ирак разный: суннитский, шиитский, курдский (при этом курды там довольно сильны и уже создали национальное неофициальное государство). Трамп не может поддерживать всех одновременно.
Россия в Сирии хотя бы получает репутационные дивиденды, а Ирак для американцев - совершенно обреченная ситуация, и как из нее вылезать, не понятно, говорит Малашенко. "Поэтому Трампу не позавидуешь. К тому же, у него не так густо с советниками, которые соображали бы по Ближнему Востоку - тем более в этой кошмарной для США ситуации, с которой Трамп ничего не выиграет", - резюмировал собеседник "Утра".