На прошлой неделе фонд миллиардера Михаила Гуцериева совместно с компанией VP Capital Виктора Прокопени сообщил о выделении $100 млн на инвестиции в искусственный интеллект (ИИ). Деньги будут направлены на инновационные проекты в ряде европейских стран.
Фото: Xu Yu/ Global Look
Большие деньги все чаще идут в IT-сектор, делая ставку на искусственный интеллект как продукт завтрашнего дня. Только в первом полугодии 2016 г. было вложено в ИИ более $1 миллиарда. В целом на развитие "электронных мозгов" было потрачено $24 миллиарда. Причем 70% из них - в США. Пока российские миллиардеры ищут интересные проекты на Западе, американцы активно обучают искусственный интеллект управлять колониями насекомых и выигрывать президентские выборы Дональду Трампу.
Вот уже два месяца небольшой колонией мух в штате Миннесота руководит ИИ. Интеллектуальная система проекта FlyAl дает мухам питание, определяя по поведению их потребности. Жизнь насекомых зависит от способности электронного мозга распознать муху. Если ИИ ошибется, муха останется голодной и может умереть. В ходе эксперимента искусственный интеллект обучается классифицировать поведение насекомых и выявлять алгоритм действий, чтобы в дальнейшем предсказывать поведение мух, а также их реакции на различные ситуации. Мозгом FlyAl является самообучающаяся нейронная сеть. Пока у нее не хватает изображений для эффективного обучения, поэтому временами ИИ ошибается, идентифицируя мух как выключатель или иной объект. Тогда мухам приходится страдать от голода и жажды.
Принцип ИИ строится на возможности принимать широкий спектр решения, основываясь на big data (Больших данных). Электронный мозг собирает информацию через Сеть, а также через визуальную и аудиозапись, чтобы затем проанализировать всю информацию под определенные задачи. Например, для контроля и управления видом насекомых, будь то пчелы или мухи, ИИ сначала собирает всю информацию о виде в интернете, затем сопоставляет видео- и аудиозаписи своей колонии с имеющейся информацией и принимает решение о питании, защите, ограничениях контролируемых особей. При этом ИИ действует по стратегии, которую заложили IT-инженеры. Например, развитие колонии за счет увеличения популяции либо отбор и селекция наиболее жизнеспособных и качественных особей.
Сегодня ИИ находится на первой ступени эволюции. Эта стадия подразумевает накапливание "больших данных", которые в будущем позволят анализировать любые ситуации и принимать самые разные решения. До уровня самостоятельности, показанного в фантастических фильмах, ИИ еще далеко, но уже сегодня виртуальному интеллекту под силу обеспечить победу на президентских выборах.
Осенью этого года британская компаний Cambridge Analytica помогла Трампу выиграть выборы путем влияния на сознание избирателей. Программная система собирала данные о предпочтениях американцев из разных слоев общества, пола и географического расположения. Затем формировала психологический портрет каждой группы.
Основатель компании Александр Никс в сентябре на саммите Concordia в Нью-Йорке рассказал, как людям с разными характерами и мировоззрением нужно по-разному преподносить мнение кандидата по важным политическим вопросам. То есть как грамотно манипулировать сознанием людей. Например, защиту закона о свободном распространении оружия боязливым людям с высоким уровнем нейротизма нужно подавать как элемент безопасности, а богатым консерваторам показывать изображения охоты.
Система еще не является полноценным ИИ, но работает по такой же схеме, опираясь на сбор "больших данных" в Сети. При помощи анализа данных, которые избиратели оставляют в социальных сетях и других сайтах, специалисты научили программу устанавливать неочевидные связи и психологические шаблоны. Например, люди, выбирающие американские машины, - готовые избиратели Трампа. В результате лояльные Трампу группы получали через интернет адресную персонализированную пропаганду из штаба кандидата.
Жителям квартала Маленькая Гаити в Майами показывали информацию об отказе Клинтон участвовать в помощи Гаити после землетрясения. Волонтеры Трампа получали подробный профайл (психологическое досье) жителей домов, где они собирались проводить агитацию. Портреты формировались программой Cambridge Analytica по собранным данным в социальных сетях и других сайтах, где избиратели себя проявили.
Пока искусственный интеллект не может выбирать стратегию развития, поскольку его электронный мозг можно сравнить с пятилетним ребенком, который всему обучается. Но в отличие от человека ИИ хватит пять - шесть лет, чтобы выйти на новый уровень. По оценкам разработчиков, через пять лет искусственный интеллект совершит революционный прорыв в технологиях подобно мобильным телефонам.
Сначала ИИ будут доступны только бизнесу, пока разные бытовые ИИ не поставят на поток. После удешевления программных решений, как и в истории с мобильными аппаратами, каждый пользователь сможет купить через интернет ИИ, закачав в "умный дом" или "интернет вещей" своей среды обитания.
Система будет оптимизировать работу всех бытовых устройств и выдавать рекомендации человеку на основе собранных данных. В первую очередь это коснется эффективного распределения электроэнергии, быстрого поиска информации в интернете за счет подбора качественных сайтов либо отобранной информации в отдельный файл.
Также ИИ сможет формировать семейный бюджет, рекомендовать покупки или экономию. А при желании пользователя блокировать ему доступ к электронному кошельку, карте во избежание импульсивных покупок. По утверждению Германа Грефа, через пять лет 80% решений в Сбербанке будут принимать силами ИИ. Сегодня уже 50% решений, которые пять лет назад принимались людьми, закреплены за машинами.
О том, что ИИ войдет в нашу повседневную жизнь и заставит к себе прислушиваться, а в некоторых случаях подчиняться, говорит тот факт, что крупнейшие высокотехнологические компании мира - Tesla Motors, SpaceX, Paypal и Amazon Web Services - совместно инвестируют около $1 млрд в искусственный интеллект Open AI. Цель проекта - создать ИИ с "человеческим лицом", гуманную систему, помогающую людям.
Авторы проекта признают, что сейчас сложно представить, сколько пользы или вреда может принести виртуальный интеллект, функционирующий на уровне человеческого мозга. При этом настаивают, что ИИ должен быть наделен свободой воли, подобно человеческой, но ограничен в попытках причинения человеку вреда.
Вероятно, разработчикам придется внедрять в программу своего рода кодекс моральных норм, обязательный к исполнению. Правда, тогда получается ограничение ИИ в свободе выбора. Например, человек может защищать свою жизнь при помощи насилия, а ИИ не сможет.
Как только будут созданы правовые регуляторы цифровых технологий, роботизации и искусственного интеллекта, ИИ начнут бороться за свои права в американских судах при помощи человеческих адвокатов и корпораций. Для США это может быть вполне нормальным явлением.
После борьбы за права чернокожих, женщин и сексуальных меньшинств Соединенные Штаты вновь нуждаются в объекте, защищающим свои права и поддерживающим американскую идею. С учетом грядущей роботизированной революции этим объектом может стать ИИ.
При этом искусственный интеллект может оказаться по обе стороны суда. Сегодня уже создан ИИ, угадывающий (вычисляющий) решения Страсбургского суда с вероятностью в 79%. Добиться этого удалось за счет алгоритмов, знающих, на какие обстоятельства дел чаще всего обращают внимание судьи.