Россия должна защитить свои критически важные инфраструктуры от враждебного вмешательства. Для этого российские чиновники уже заменили 30% софта отечественными программами, а в будущем году граждане могут получить электронные паспорта с уникальным номером.
Герман Клименко. Фото: Александр Щербак/ ТАСС
Об этом в интервью "Russia Today" рассказал советник президента России по интернету Герман Клименко. Он отметил, что проект закона о регулировании Рунета позволит защитить критически важную инфраструктуру, которая должна размещаться на территории России. По его мнению, наша страна должна быть готова к тому, что ее отключат от мирового интернета, так как высока вероятность "тектонических сдвигов" в отношениях с Западом в сторону ухудшения. Поэтому "перед нами стоит задача отрегулировать российский сегмент интернета, чтобы защититься от подобных сценариев", - указал Клименко.
Он также подчеркнул, что электронная почта, телеграф, телефон, социальные сети должны продолжать работать. "Критическая инфраструктура, включая копию доменной зоны, должна находиться на нашей территории, чтобы никто не мог отключить. Регулирование обычных пользователей этот закон не затрагивает", - указал он.
Это тесно связано с тем, что исполнение закона о хранении персональных данных наших пользователей на территории России сталкивается с проблемами. В частности, иностранные компании не выполняют требования нашего закона и российских правоохранительных органов. Например, Google систематично отвечает на 36 тыс. запросов от западных органов госбезопасности. И ни на один запрос от российских, сообщил Клименко.
В то же время в Сети интернет возникают проблемы, связанные именно с анонимностью пользователей. Речь идет о появлении групп самоубийств - "групп смерти". Вербовщики работают через такие инструменты создания анонимности, как VPN или прокси-серверы. Биткоины тоже изначально были хорошей идеей, но сейчас эту виртуальную валюту часто используют для торговли оружием и наркотиками.
Эта проблема стоит не только в России, но и во всем мире, сказал советник президента. "Чтобы был повод принять закон, который будет подобному противодействовать, нужно, чтобы проблема стала системной. А пока такие случаи носят единичный характер, и государство старается этого не замечать", - сказал он.
Говоря об уязвимости банков, он отметил, что их безопасность определяется с двух сторон: со стороны системы и со стороны пользователей. И здесь главной становится компьютерная грамотность. Если у пользователя пароль - 1234, его невозможно защитить со стороны системы.
Но ситуация меняется. Если 10 лет назад простых паролей типа "222333" или "123456" было 90%, то сейчас - только 80%. Многие интернет-сервисы принуждают пользователей создавать эффективные пароли.
Наступающий новый год принесет гражданам возможность получить электронный паспорт. Это, по словам Клименко, решит множество проблем. Так, в России много полных тезок, данные которых совпадают. Например, служба судебных приставов в Сибири ищет Иванова Ивана Ивановича, так как он задолжал одному из банков. Но по ошибке списывает со счета деньги другого Иванова Ивана Ивановича, который живет в Москве и к первому никакого отношения не имеет.
Клименко сообщил, что сейчас идет проработка создания единого реестра граждан, с которым будут работать все органы власти, и каждый гражданин получит электронный паспорт с уникальным номером. Но пока не решено, какое ведомство будет вести этот реестр.
Быстро также развивается телемедицина. Технически в этом нет ничего сложного, ничто не мешает отправить по интернету доктору результаты анализов, получить от него электронный рецепт и переправить его в аптеку, заказав лекарство, сказал советник президента, отметив, что это - важное направление. Но пока интернет-торговля лекарствами находится в серой зоне.
Поэтому принято решение о том, что пока не будет принят закон о телемедицине, решение этого вопроса будет отложено, но в перспективе двух ближайших лет этот вопрос будет решен. Что касается дистанционной торговли препаратами, которые отпускают без рецептов, то она будет разрешена в 2017 году.
Говоря о замещении иностранного софта отечественными разработками, Клименко сообщил, что сейчас в госструктурах и госкомпаниях установлено 70% зарубежного программного обеспечения и 30% отечественного. При этом закупается уже 60% отечественного и 40% импортного.