России следует создать 10−15 городов-агломераций, заявил глава совета фонда Центра стратегических разработок, экс-министр финансов России Алексей Кудрин, выступая на Гайдаровском форуме.
Фото: Flickr
По его словам, в крупных городах максимально сосредоточены ресурсы — инфраструктурные, интеллектуальные, социальные — нужно дать дополнительные возможности развития для сограждан.
"К сожалению, у нас только два города в России могут соревноваться по качеству жизни с ведущими городами мира", — сказал он. По словам Кудрина, опросы показывают, что молодёжь из провинции уверена, что, только переезжая в Москву или Санкт-Петербург, они приобщаются к современному качеству жизни.
"Мы должны создать на территории России, может быть, 10−15 городов-агломераций, которые будут сопоставимы на Востоке с азиатскими городами, в Европе — с западными городами", — заявил Кудрин. "Нам нужно сегодня не только поддерживать регионы, а поддерживать города, которые станут центрами новых возможностей", — заключил Кудрин.
Подобные идеи высказываются не первый раз. Ещё в 2012 году нынешняя глава Центробанка Эльвира Наббиулина размышляла на тему неперспективности малых городов России и предлагала всячески способствовать переселению жителей из них.
В 2014 году вице-президент России Дмитрий Медведев предложил перенести офисы госкомпаний на Урал, в Сибирь и в другие регионы. Опять же с целью развития крупных городов в провинции. Однако идея эта после бурного обсуждения заглохла.
Насколько же полезно для России развитие десятка агломераций с многомиллионным населением? И есть ли для этого реальные возможности?
"Как я понимаю, Кудрин предлагает разместить в новых агломерациях чуть ли не всё население, которое ещё не попало в Москву и Санкт-Петербург, — сказал, комментируя "Свободной прессе" это предложение генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв. — Вопрос о расселении двух столиц не стоит. Это давняя история. Не раз уж возникали идеи о, якобы, нерентабельности малых городов. А в советское время, хочу напомнить, придумали некие "неперспективные деревни".
То, что сфера агломераций позволяет наиболее эффективно развивать экономику, как считает эксперт, весьма сомнительный подход. Если даже предположить, что в городах будут работать миллионы человек, разрабатывающих инновационные технологии, их кто-то должен кормить. Пока что Сколково ничего особенного экономике не дало, зато экспорт сельхозпродукции стал одним из важных источников наполнения нашего бюджета.
Как отмечает Журавлев, в чём-то эта идея Кудрина напоминает американскую стратегию, переселения жителей в агломерации. Но и там это не особенно работает и вряд ли будет хорошо работать в России.
В России и без "принуждения" идёт процесс перетекания населения не только из деревень и малых городов, но даже из областных центров в более крупные города-миллионники. Поэтому агломераций действительно может скоро стать больше. Но не потому, что мы так хорошо развиваем экономику, а потому, что в маленьких городах молодёжь надеется, что в мегаполисах у них больше шансов преуспеть, найти более престижную и хорошо оплачиваемую работу. Зачастую эти надежды оказывается несбыточными. Но убеждаются люди в этом, когда уже бросили всё у себя где-нибудь в Коврове и переехали в Нижний Новгород.
Весь мировой опыт показывает, что сами по себе агломерации не делают погоды в экономике. Самые большие агломерации существуют в Мексике. Но что-то я не слышал про бум инноваций в Мексике. Зато про низкий уровень жизни в этой стране хорошо известно.
Ежели говорить о Москве, где уровень жизни выше , чем в целом по стране, то, по словам Журавлева, просто исторически сложилось так, что в столице много людей с большими деньгами, которые дают работу остальным. То есть можно представить такую пирамиду, на вершине которой находятся богатые, от них немного перепадает и другим. Но их не так много, как принято считать. Бедных в Москве тоже хватает. Если у нас появится 15 таких столиц, это не значит, что у всех тут же повысится уровень жизни.
Ошибка таких деятелей как Кудрин как раз в том, что они не хотят понять: так, как в Москве, не может жить вся Россия. По крайней мере, при нынешнем устройстве экономики. Если вы где-нибудь за Уралом соберёте в одном месте 10 миллионов бедных жителей, они останутся бедными, поскольку социальная структура населения останется прежней. Наоборот, многие будут жить хуже, потому что у них не будет денег даже на то, чтобы ежедневно ездить в метро.
Была неплохая идея переселить офисы госкорпораций из Москвы в областные центры. Пусть компании платят налоги там, где они работают. Но это не получается, и не потому, что компании против развития регионов. Им всё равно, где платить налоги. У нас все решения, важные для крупных компаний, принимаются в Москве. И руководители госкорпораций считают, что им надо всегда находиться вблизи федерального руководства. Для них главный вид деятельности — не добыча нефти, а организация решений, необходимых для добычи нефти. А решения эти принимаются в Москве. Судьба, к примеру, "Роснефти", от губернатора Тюменской области не зависит. Хотя в виде исключения, отдельные крупные компании вполне могут зарегистрироваться и за 10 тысяч километров от Москвы. Классический пример — когда господин Абрамович, будучи губернатором Чукотки, сам себе платил налоги в одной из своих компаний. Чукчи до сих пор с удовольствием вспоминают этот период, поскольку были решены многие социально-экономические проблемы региона.
Проблема качества жизни в малых городах и деревнях реально существует. И решить ее, считае Журавлев, можно, перераспределив налоги, оставляя больше денег в регионах. Кроме того, надо сменить нынешнюю систему управления субъектами федерации. Почему у нас у регионов сейчас так много коммерческих долгов? Потому что отдавать эти деньги придётся когда-нибудь, через несколько лет. Губернаторы думают, что, скорей всего, отдавать долги будут уже другие, вот, дескать, пусть у них голова и болит. А надо сделать так, чтобы губернатор отвечал за всё, что было сделано при нём. Конечно, уровень жизни провинции от этого всё равно не сравняется с московским, поскольку столица останется самым крупным финансовым центром России, но разрыв между регионами и Москвой станет меньше.
"Подобные идеи высказывались уже не раз, — говорит вице-президент Фонда Плеханова Михаил Кузнецов. — Я даже не говорю, плохи они или хороши. Вопрос в том, что в приказном порядке агломерацию не создашь. Она должна постепенно, естественно складываться в течение десятилетий. Обычно агломерация формируется вокруг большого города в виде звездчатой структуры, завязанной на транспортные коммуникации. И если уж говорить об агломерациях, то логичнее говорить о том, чтобы в определённых крупных городах России создать все условия для комфортного существования. Кроме того, возникает вопрос: если мы всех жителей переселим в 15 агломераций, что делать с десятками тысяч других городов и сёл? Кроме того, агломерация это всегда сочетание городов и их пригородов. А живут они по-разному. В Москве уровень жизни выше, чем в Подмосковье. Притом, что примерно половина Московской области входит в столичную агломерацию".
Вопрос создания агломераций для высказываний простой и эффектный. А вот реальное воплощение — очень сомнительно. Если до этого дойдёт, то какие-то преференции на развитие агломераций могут быть выделены. Но велик риск, что остальные города и веси от этого станут ещё беднее.