Бензин дорожает на глазах

Читать в полной версии →
Несмотря на то что антимонопольное ведомство пристально отслеживает розничный рынок топлива, компании вынуждены повысить цены на АЗС из-за сокращающейся прибыльности

Вслед за ростом оптовых цен на биржевом рынке начали увеличиваться и розничные цены. По данным Московской топливной ассоциации, в период с 9 по 16 января литр бензина Аи-92 в среднем подорожал на 14 коп. - до 37,76 руб., а Аи-95 - на 16 коп до 38,78 рубля. На некоторых автозаправках цена на Аи-95 вплотную приблизилась к 40 руб. за литр.

Фото: Torange.biz

Утверждения ФАС о том, что повышение с 1 января этого года налога на добычу полезных ископаемых и акцизов не приведет к росту розничных цен, оказались неверными. О потенциале их роста говорят котировки на Санкт-Петербургской Международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ), которые уже перевалили за 42 тыс. руб. за 1 т обоих сортов: Аи-92 и Аи-95.

Но рост цен на автомобильное топливо начале года необычен. В начале года спрос обычно замирает, и нефтекомпании снижают оптовые цены. Но в 2017 г. ситуация усугубляется как увеличением привлекательности экспорта топлива из-за снижения экспортных пошлин, так и масштабными ремонтами на Московском НПЗ, отмечает "КоммерсантЪ".

По данным "Аналитики товарных рынков", на прошлой неделе "Роснефть" активно распродавала бензин Рязанского НПЗ, к концу недели из-за отсутствия крупных объемов его стоимость значительно выросла.

По заключению главного редактора по товарным рынкам компании "Томсон-Рейтер" Александр Ершова, происходящее связано с тем, что торговцы работают на упреждение: пытаются запастись бензином, ожидая, что он может подорожать еще сильнее. Причины здесь разные, но, в первую очередь это связано с налоговыми изменениями, произошедшими с нового года, сказал он корреспонденту "Утра".

Что касается розничных цен, то, по утверждению Ершова, прямой зависимости здесь нет. "Для биржи, которая формирует оптовые цены для участников торгов, главным индикатором является экспортный паритет, то есть цена, которую компания получила бы компания при продаже партии на экспорт", – сказал он.

Топливные компании знают, что за розницей ФАС пристально следит, и, даже когда есть мотивы повышения розничных цен, они стараются их переждать, или поднимают их очень медленно, сказал эксперт.

Поэтому тот факт, что бензин стал дорожать и в рознице, говорит, что операторы розничного рынка не нашли сил противостоять росту оптовых цен. Ведь с 9 января на СПбМТСБ тонна Аи-92 подорожала почти на 2 тыс руб. и в понедельник, 16 января, стоила 42 тыс. 444 рубля.

Топливные объемы на бирже сократились и по причине того, что в первые дни января "Газпром нефть" начала плановый ремонт Московского НПЗ, из-за чего среднесуточное производство автобензина в целом по компании упало на 21,5% - до 16,2 тыс. т в сутки. Ожидается, что в начале весны рынок может испытать дефицит из-за параллельного ремонта Ярославского НПЗ, который собственники завода "Роснефть" и "Газпром нефть" отказались переносить с марта на апрель.

Ремонты на НПЗ у многих экспертов вызывают озабоченность, считает Ершов. Однако угроза локального дефицита в Московской и прилегающих областях будет зависеть от того, насколько бодрым будет сезонный спрос.

"Как правило, в конце марта спрос должен перейти на подъем. Насколько хватит запасов, чтобы удовлетворить его, какой будет кривая спроса - от этого будет все зависеть. Какой-то запас прочности есть, но насколько его хватит, покажет сама ситуация", - отметил аналитик.

Большинство участников рынка настроено пессимистично. По оценкам Михаила Турукалова из "Аналитики товарных рынков", нефтекомпании вынуждены повышать цены, поскольку текущее соотношение оптовых и розничных цен не оставляет владельцам независимых АЗС приемлемой маржи.

Егор ВЛАДИМИРОВ |
Выбор читателей