С 1 января 2017 года вступили в силу новые требования Техрегламента, требующие оснащения модулями системы ЭРЫ-ГЛОНАСС всех новых автомобилей, выпускаемых в обращение на территории Таможенного союза. Таким образом чиновники вынудили автопроизводителей инвестировать в установку систем оповещения экстренных служб о ДТП на три года раньше, оговоренного законом срока, пишет "Газета.Ru".
Фото: Xu Zijian/ Global Look
Любая новая модель, которую автопроизводители планируют импортировать или производить в России, должна пройти сертификацию на одобрение типа транспортного средства (ОТТС) – в ходе краш-тесты также должны быть проверена работа системы ЭРА-ГЛОНАСС. При этом, еще до того, как разбить машины при тестировании, производитель должен адаптировать российскую систему к своим моделям и перенастроить конвейеры на заводах под выпуск автомобилей с модулями этой системы. Эксперты подсчитали, что совокупные затраты производителя на оснащение одной новой модели системой могут составить от нескольких сотен тысяч до одного миллиона долларов.
Первое, что сделали иностранные производители в ответ на срочное внедрение ЭРЫ-ГЛОНАСС – вывели с отечественного рынка непопулярные модели. В перспективе это приведет к новому сжатию авторынка, так как продажи иномарок могут сократиться на 10% - государство от этого проиграет, потеряв более 30 млрд рублей налогов.
Некоторые автопроизводители отказались заранее оснащать автомобили системой и ждали в январе проблем на таможне. Как удалось выяснить "Газете.Ru" у представителя одной из крупных марок, в начале января через таможню пошли партии машин в Россию без ЭРА-ГЛОНАСС, машины пропустили без проблем, хотя эта поставка была под вопросом. Дело в том, что сертифицированные ранее автомобили можно продавать и без этой системы, но Техрегламент содержал много расплывчатых формулировок, что фактически поставили под угрозу весь импорт новых иномарок.
В связи с тем, что российские чиновники не спешили предоставлять автопроизводителям разъяснения, большинству автокомпаний под угрозой срыва поставок пришлось инвестировать в адаптацию своих автомобилей под ЭРУ-ГЛОНАСС.
Лидеры авторынка решили не рисковать и решали проблему радикально, проведя соответствующую сертификацию сразу на весь модельный ряд. Так, например, поступили в Toyota. Свои планы по сертификации также подтверждали в General Motors, Nissan, Infiniti, Mercedes-Benz, Rolls-Royce Motor Cars и Subaru.
Компания BMW в конце 2016 года заявила о прекращении поставок в Россию ряда моделей из-за обязательности оснащения модулями ЭРА-ГЛОНАСС – под ограничение попали продающиеся в небольших количествах кабриолеты 4-й и 6-й серии, электрокар i8 и другие малопопулярные в России модели. Однако, когда стало понятно, что ввозить автомобили без предустановленной ЭРА-ГЛОНАСС все-таки можно, в BMW сообщили о возобновлении поставок по действующим пока старым сертификатам.
Аналогично поступили и в Audi, убрав сначала некоторые нишевые модели с российского рынка - модели A1, A3 и А5 в кузове кабриолет. Вернуться ли эти машины на отечественный рынок – пока непонятно, в Audi "Газете.Ru" заявили, что изучают ситуацию на рынке.
Компания Volvo сообщила "Газете.ру", что не станет сокращать модельный ряд в связи с вступлением в силу новых требований, но оснащать весь актуальный модельный ряд модулями ЭРА-ГЛОНАСС производитель пока не стал. Как пояснил представитель компании Антон Свекольников, сертификацию по новым правилам прошли новые модели, продажи которых будут начаты в России в первом квартале этого года - S90 и V90, также намечена новая сертификация для модели XC90.
Как видно, Минпромторгу удалось реализовать практически полный запрет обращения автомобилей, не оснащенных системой экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС с 2017 года. Залогом успеха оказались двоякие формулировки регламента и игнорирование запросов автопроизводителей о судьбе ранее выданных сертификатов на машины. При этом расходы на адаптацию к ЭРА-ГЛОНАСС автопроизводителям пришлось нести в сложное для отрасли время. Продажи новых машин в России сокращаются четыре года подряд.
Очевидно, что эти срочные инвестиции лягут дополнительным грузом на потребителей. Да и государству от падения продаж никакого проку. По мнению вице-президента Ассоциации российских автомобильных дилеров (РОАД) Андрея Петренко, государству не получит налоги от продажи тех автомобилей, поставки которых прекращены - речь идет о 5–10% от объема российского авторынка и 75–150 тыс. машин. По подсчетам Петренко, сумма недополученного казной НДС составит 16,2-32,4 млрд рублей.