В администрации Дональда Трампа впервые заговорили о координации действий в Сирии с Москвой. Американские аналитики уже отмечают, что это идет вразрез с политикой предыдущего президента Барака Обамы. Тот решительно протестовал против объединения усилий с Россией, пока она поддерживает действующего главу государства Башара Асада.
Фото: Drew Angerer/ ТАСС
"В этом вопросе мы будем сотрудничать с любой страной, которая противодействет ИГ*, будь то Россия или какая-либо другая страна. Главное, чтобы это соответствовало нашим национальным интересам", - передал слова Трампа пресс-секретарь Белого Дома Шон Спайсер.
Ни за "красных", ни за "белых"
При этом на вопрос одного из журналистов, собирается ли Трамп защищать президента Сирии Башара Асада, последовал осторожный ответ: "Мы не собираемся координировать наши действия в тех случаях, когда под видом борьбы с экстремистами преследуют какие-либо другие цели".
Здесь необходимо понимать, что новая администрация может иметь в виду и Москву, поддерживающую официальный Дамаск, и команду Обамы, которая не протяжении нескольких лет стояла за спиной оппозиции.
Так как же будут проходить совместные американо-российские операции в Сирии? По мнению большинства экспертов и политиков, это могут быть точечные удары по откровенно экстремистским бандформированиям. А также их нефтяному бизнесу, лагерям подготовки и военной технике. И только в тех случаях, когда это будет напрямую выгодно Вашингтону. Вмешиваться в такие крупные кампании, как повторное освобождение Пальмиры от боевиков, США вряд ли будут. Фактически это будет означать уход Штатов на второй план в Сирии и неофициальное признание за Россией, Турцией и Ираном главных ролей в решении конфликта. Не считая армии Асада, конечно.
Разгадать Трампа
Позицию Трампа по Сирии активно обсуждают в Москве. Глава российского МИД Сергей Лавров подчеркнул: "Если во внешней политике для Дональда Трампа самым главным будет борьба с терроризмом, мы, конечно, можем это только приветствовать, потому что это именно то, чего не хватало до сих пор нашим американским партнерам".
При этом министр напомнил и о политике предыдущего президента США: "Вроде бы на словах, на каких-то переговорных площадках они работали с нами и с другими странами, вырабатывали документы, но, по сути дела, обманули нас, когда обязались, как вы знаете, отмежевать умеренную оппозицию от "Джебхат ан-Нусры", и, как выяснилось в ходе недавно утекшей записи встречи Джона Керри с сирийскими оппозиционерами, и ИГИЛ* рассматривалась США как приемлемая сила, чтобы ослабить позиции Башара Асада".
Но в России надеются, что администрация Трампа не будет прибегать к двойным стандартам. И сконцентрируется на решении внутренних проблем, а не "восстановлении мирового господства". Не случайно администрацию нового президента позвали на переговоры по Сирии в Астане 23 января, в то время как люди Обамы были "подчеркнуто исключены", отмечает издание Washington Post.
Обнадеживают Москву и предвыборные речи Трампа. В конце октября прошлого года будущий президент заявил, что план Хиллари Клинтон по созданию бесполетной зоны и участков безопасности на земле в Сирии приведет к Третьей мировой войне. При этом политик подчеркнул, что для него более принципиальна победа над "Исламским государством*", а не уход со своего поста президента Башара Асада.
В то же время в России трезво оценивают команду силовиков, которую набрал себе новый американский президент.
Не секрет, что для этих боевых генералов Москва была и остается главным потенциальным противником. Хоть после разговора с Трампом они и несколько смягчили свою риторику.
Так, в январе министр обороны Джеймс Мэттис заявил в Сенате, что России, конечно, нужно противостоять, но "попытаться сотрудничать по некоторым направлениям можно". Для "Бешеного пса" - очень толерантное высказывание. Но что за ним стоит?
Скорее всего, Пентагон, помимо авиаударов, в том числе совместных с Россией, продолжит воевать в Сирии чужими руками и поддерживать тех же курдов, которые вполне успешно противостоят ИГИЛ. Взятие центров исламистов - иракского Мосула и сирийской Ракки - может затянуться на долгие месяцы.
А наземная операция, о которой, возможно, мечтает Джеймс Мэттис, наименее вероятна. Слишком большой риск для Трампа растерять популярность, с которой у президента и так есть некоторые проблемы. Рядовые американцы "по уши" сыты Афганистаном, и вторая подобная война им совершенно не нужна. Тем более от нового президента.
* Организация запрещена на территории РФ