Очередная бурная дискуссия на тему хиджабов показывает: российское общество, к сожалению, часто ориентируется на некие мифологемы и не готово раз и навсегда разобраться в том, зачем мусульманки покрывают головы платками. А значит, конфликты на эту тему, как и прежде, будут вспыхивать с завидной регулярностью, местные администрации по всей стране и дальше будут запрещать школьницам и студенткам посещать учебные заведения в платках, те, в свою очередь, будут искать правды в суде, и в итоге каждый останется при своем. Если, конечно, не будет принято стратегическое решение - как и предложили на днях в СПЧ.
Фото: Елена Афонина/ ТАСС
На сей раз поводом вернуться к этой старой теме стал конфликт в мордовском селе Белозерье, где учителям и ученикам запретили ходить в школу в хиджабах - как сообщалось в СМИ, "в целях профилактики экстремизма" в преддверии чемпионата мира по футболу, который пройдет в России в 2018 году. Местная администрация исходила из формального запрета на религиозную атрибутику в учебных заведениях и заявлений российских властей о светском характере нашего образования. К тому же гонители хиджабов ориентировались на ранее имевшие место судебные прецеденты, каковых за последние годы в РФ было немало.
В частности, несколько лет назад Верховный суд РФ уже признавал законным запрет на ношение хиджабов в школах Мордовии. Справедливости ради стоит отметить, что тогда вместе с хиджабами под раздачу попали и мини-юбки, и джинсы, и глубокое декольте, и пирсинг в школах. Но первопроходцами в этом смысле выступили власти Ставрополья, запретившие хиджабы в школах и также получившие поддержку Верховного суда. В Минобразования заявляли, что носителям хиджабов место в религиозных образовательных учреждениях.
Фото: Instagram kadyrov_95
Нынешнюю ситуацию в Белозерье прокомментировала министр образования Ольга Васильева, по словам которой вряд ли "истинно верующие люди атрибутикой стараются свое отношение к вере подчеркнуть". В ответ за хиджабы вступился глава Чечни Рамзан Кадыров, который написал в своем Instagram о том, что "платок не атрибутика, а важная часть одежды мусульманки, носить которую предписано Всевышним Аллахом и Пророком (с.а.в.)", и сослался на свободу вероисповедания в России, гарантированную Конституцией.
"Мои три дочери учатся в школе, носят хиджабы, имеют отличные оценки. Ольга Васильева требует, чтобы они сняли платки? Девочки этого никогда не сделают. Я должен их забрать из школы и вместе с ними искать место, где позволят девочкам быть мусульманками?" - возмутился Кадыров.
Спикер парламента Чечни Магомед Даудов, со своей стороны, пообещал, что в республике примут закон, "при котором наши дети разных национальностей, если того пожелают, будут носить в школах и хиджабы, и крестики, и кипы". Но, если на республиканском уровне такой закон и примут, получается, что он вступит в противоречие с федеральными установками о светском характере образования, о котором неоднократно говорил и президент Владимир Путин. Кстати, на сей раз, по словам Дмитрия Пескова, Кремль не хотел бы становиться на чью-либо сторону.
Фото: Сергей Узаков/ ТАСС
Но сможет ли общество разобраться самостоятельно, пока не вполне ясно. Сторонники запрета хиджабов утверждают: если их разрешить, возникнет риск разрушения всей системы школьного образования. В частности, доктор публичного права Университета Монпелье (Франция), приглашенный профессор МГУ Карин Беше-Головко пишет, что вопрос носит не столько юридический, сколько политический характер и требует политического решения.
"Вопрос ведь не в платках и хиджабах - это лишь частный случай. Вопрос в другом: в необходимости решить, в каком обществе мы хотим жить. Допустим, мы разрешим ношение хиджабов. Но дальше обязательно возникнут другие вопросы. Почему, например, школы закрыты по воскресеньям (это же христианская традиция), а не по пятницам (для детей-мусульман) или по субботам (для детей-евреев)? Вправе ли, например, ребенок из религиозной еврейской семьи заявить, что не будет посещать школу в субботу, и требовать, чтобы для него организовали обучение в воскресенье? Чем этот случай отличается от случаев с хиджабами? А почему в школьных столовых подают свинину? Убираем свинину. Но достаточно ли школьная пища кошерна? А как быть с правом православных детей посещать церковные таинства, например, в Пасхальную неделю? Будем строить для них специальные храмы в школах и отпускать туда с уроков? К слову, вопрос о свинине в школьных столовых уже был во Франции предметом яростных дискуссий летом 2015 года. Поэтому если кто-то думает, что вопрос о платках самодостаточен и автономен, то он глубоко заблуждается", - сказала она.
Фото: Memo Garcia/ Global Look
До чего может довести бесконтрольная политика "мультикультурализма", видно на примере Европы. Многие эксперты уверены: все начинается с хиджабов. Сначала платки, потом еще что-то, а там и до "Мечети Парижской Богоматери" недалеко. Но так ли велика угроза именно в случае с хиджабами и именно в России, где мусульмане являются все-таки не пришлым, а коренным населением? В Совете по правам человека уверены: опасность преувеличена.
В интервью НСН заместитель председателя президентского Совета по правам человека, глава комиссии СПЧ по миграционной политике и защите прав человека в сфере межнациональных отношений Евгений Бобров поддержал Кадырова и предложил отдать вопрос на откуп регионам.
С одной стороны, правозащитник отметил: у нас светское государство, и образовательная деятельность тоже должна соответствовать принятым законам. С другой же, по его словам, ношение хиджаба нарушением Конституции не является. "Я считаю, что в регионах, где принято носить хиджаб, возможно разрешить их надевать в школах. Для этого нужно в "Законе об образовании" прописать, что регионы могут сами определяться в этом вопросе. Так что я не вижу проблемы ношения хиджаба в школах", - отметил зампред СПЧ и предложил обсудить вопрос на самом высоком уровне, с участием специалистов Минобразования, представителей конфессии, и закрепить законодательно.
У нас светское государство, и образовательная деятельность тоже должна соответствовать принятым законам
Основная проблема в этом и аналогичных случаях состоит в том, что светское общество расценивает хиджаб как нарочитую демонстрацию религиозной принадлежности, без которой дети-мусульмане вполне могли бы обойтись. И до тех пор, пока хиджаб является в глазах общественности "религиозным атрибутом", споры вокруг него не утихнут.
Сами мусульмане объясняют: да, хиджаб - это предписание Всевышнего, снять по собственной воле девочки и женщины-мусульманки его не могут, но шума вокруг этого гораздо больше, чем реальной проблемы. Чем именно платок так ранит глаз "светского общества", не вполне понятно. Профилактика экстремизма - учитывая неоднозначную историю ислама в России - вещь, безусловно, крайне полезная, но стоит ли начинать ее с платков?
Некоторые эксперты предлагают в качестве решения проблемы открыть отдельные школы для мусульман - прежде всего в регионах с высокой плотностью мусульманского населения. На самом деле даже в Москве сейчас так и происходит: дети-мусульмане часто уходят на альтернативное обучение, то есть фактически не общаются со сверстниками-немусульманами, варятся в своем кругу и, по сути, еще больше отрываются от "враждебного внешнего мира". Можно предсказать, что в будущем проблема их ассимиляции только усилится: вечно жить в "гетто" не получится.