Бизнес воспрянул духом и глядит в будущее более оптимистично, свидетельствуют свежие статистические данные. Так, индекс предпринимательской уверенности российских компаний, который рассчитывает Росстат, в январе 2017 г. слегка подрос, по сравнению с декабрем 2016 года. Не так, чтобы слишком - всего на один процент. И в целом данный показатель по-прежнему пребывает в отрицательной зоне - минус 2% против минус 3% месяцем ранее. Но в текущих экономических условиях и это можно считать немалым достижением.
Фото: Nick Ansell/ ТАСС
Среди руководителей, опрошенных ведомством, ожидают улучшения экономической ситуации 28% управленцев в области добычи полезных ископаемых и 31% в обрабатывающих производствах. Средний уровень загрузки производственных мощностей, по их оценке, в январе в добывающем секторе составил 65%, в сфере обработки - 64%.
Особенно заметно оживление в сфере услуг. Индекс деловой активности (PMI) в этой области в январе увеличился до отметки 58,4 пункта, сообщила исследовательская компания Markit. Это максимальный показатель за 8,5 лет. В декабре индекс составлял 56,5 пункта. Значение PMI выше 50 пунктов указывает на рост экономической активности, ниже - на ее спад.
По мнению специалистов Markit, такое ускорение индексу придал рост объема новых заказов, который обновил четырехлетний максимум – с декабря 2012 года. "Сектор продолжает ежемесячно укрепляться и не проявляет никаких признаков замедления при одновременном росте незавершенных заказов и занятости", — поясняет экономист Самюэль Агасс.
Совокупный индекс PMI, включающий, помимо сектора услуг, сектор обрабатывающей промышленности, также подпрыгнул довольно заметно - до 58,3 пункта с 56,6 пункта в декабре, обновив максимум с июня 2008 года.
Бизнесмены и эксперты, участвовавшие в опросе, проведенном аналитическим центром РАНХиГС, также полагают, что российская экономика скоро выйдет из кризиса и уже через пять - десять лет темпы роста ВВП страны будут превышать среднемировые. Такого мнения придерживается 80% респондентов, и лишь 6% ожидают экономического спада в долгосрочной перспективе.
Оптимизм предпринимателей, судя по всему, базируется на позитиве, с которым российская экономика завершила прошлый год и вошла в новый. По данным того же Росстата, ВВП страны в 2016 г. снизился всего на 0,2%. Правда, эта оценка расходится с подсчетами Минэкономразвития, которое увидело снижение ВВП на 0,6%, и Внешэкономбанка: по его данным, экономика просела на 0,5%.
И все же экономика восстанавливается быстрее, чем ожидалось, сообщил в пятницу ЦБ РФ. Регулятор отметил, что уже во втором полугодии прошлого года темпы прироста ВВП в квартальном выражении вышли в положительную область. Прибавляет уверенности ситуация на нефтяном рынке и стабильный курс рубля. Бизнес ожидает восстановления внутреннего спроса и пополняет складские запасы. Но бодрый рост деловых индексов отражает все-таки, скорее, надежды, нежели трезвый и реалистичный расчет.
Потребительское самочувствие простых россиян по-прежнему оставляет желать лучшего. Большинство из них считают, что страна все еще находится в кризисе. Так думают 78% респондентов, опрошенных "Левада-Центром" (в марте 2016-го этой точки зрения придерживались аж 85%). При этом львиная доля респондентов полагает, что экономические трудности закончатся не скоро: 22% дают на это не менее двух лет, 18% - от года до полутора.
Еще 22% прогнозируют, что сам кризис окажется очень продолжительным, а его последствия будут ощущаться на протяжении многих лет. И всего 4% надеются, что экономика "выздоровеет" уже через полгода. Четверть участников опроса (26%) вовсе отказались от попыток дать какие-либо предсказания насчет длительности и глубины кризиса.
Социологи отмечают рост числа людей, которые пытаются найти дополнительную подработку. Но в целом основной формой адаптации россиян к кризису остается максимальное сокращение расходов и тотальная экономия. И никакая позитивная экономическая статистика не заставит их раскрыть кошельки и увеличить траты, пока граждане сами не почувствуют, что эти кошельки становятся заметно тяжелее. Пока же восстановление, а тем более рост реальных доходов им только обещают.