Трамп "выключит" Иран

Читать в полной версии →
Для президента США крайне нежелателен демарш Исламской Республики с ее массированной распродажей нефтяных запасов. Он не позволит Ирану укрепить позиции в регионе и мешать его стране

Исходя из последних событий, очевидно, что 45-й президент США намерен разобраться с Ираном "по полной программе". "Иран абсолютно не уважает Соединенные Штаты. Эта страна является террористическим государством №1. Иран направляет средства на собственные вооружения", - заявил на днях Дональд Трамп в своем интервью телекомпании Fox News. На первый взгляд, подобная риторика может показаться странной, учитывая, что еще совсем недавно именно Вашингтон был одним из главных инициаторов снятия с Тегерана санкций и нефтяного эмбарго.

Фото: Andrew Harrer/ Zuma/ Global Look

Почему же сегодня отношение последней сверхдержавы планеты к этой Исламской Республике изменилось столь радикально и чем эти перемены грозят самому Ирану и всем остальным?

Главной причиной, без всякого сомнения, является сам Трамп и его видение устройства современного мира и места в нем его собственной страны. И если его предшественник ближе к завершению своей президентской карьеры поспешил поддержать позицию сторонников высвобождения Ирана из-под санкций, сыграв тем самым против традиционных союзников США на Ближнем Востоке в лице Саудовской Аравии, Катара и др. (вызвав недовольство в Конгрессе), то Трамп, очевидно, намерен вернуть прежний статус-кво.

Понять нового президента Соединенных Штатов можно, так как освободившийся от санкций Иран принялся стремительно изменять расклад сил как на Ближнем Востоке, так и на мировом нефтяном рынке, притом что и то и другое не могло не вызвать раздражения у нового американского президента.

Так, по данным агентства IRNA, ссылающегося на главного исполнительного директора Национальной нефтяной компании Ирана Али Кардора, корпорация планирует увеличить добычу в ближайшие два месяца. Вместе с добычей Иран намерен наращивать экспорт, прежде всего в Европу. Иранский экспорт растет быстрее добычи за счет запасов нефти, накопленных в танкерах за время западного эмбарго. По данным агентства Reuters, у Ирана еще остается как минимум 12 танкеров, ожидающих своего часа на рейде в Персидском заливе.

Напомним, что, согласно соглашению между ОПЕК, Россией и рядом других нефтедобывающих стран, Ирану (и Ливии) разрешено не сокращать добычу нефти вместе с другими участниками этой договоренности. Сегодня совершенно очевидно, что Тегеран использует эту возможность на 200%, буквально заливая рынок запасенной за время эмбарго нефтью. Это значит, что при сохранении подобной ситуации довольно скоро мировые цены на нефть устремятся вниз, препятствуя возвращению на рынок американских нефтяных компаний, интересы которых открыто поддерживает Дональд Трамп.

Стоит заметить, что с его приходом в Белый дом базовый вектор американской политики в отношении нефтяного рынка резко изменился. Если при Обаме основная ставка делалась на глобальную экономику, в которой США выступали в роли поставщика денег и технологий, тогда как остальным отраслям американской экономики отводились вторые роли, то сегодня ситуация изменилась.

Трамп исповедует более консервативную модель, основанную на внутреннем производстве, а значит, он непременно встанет на защиту американских нефтегазовых корпораций, совсем недавно получивших возможность экспорта американской нефти. В этой ситуации демарш Ирана с его массированной распродажей нефтяных запасов является для Трампа крайне нежелательным. Особенно, если предположить, что вырученные от продажи нефти средства могут быть направлены на укрепление Тегераном собственного влияния в регионе.

Все это означает, что Трамп почти наверняка попытается "выключить" активизировавшийся Иран, используя для этого все возможные инструменты. Конечно, вряд ли Соединенные Штаты прибегнут в этом случае к применению собственной грубой военной силы, как это было в Ираке.

На Ближнем Востоке у Тегерана существует достаточное количество "друзей", которые при необходимости будут готовы предоставить не только плацдарм, но и военную силу для удара по Исламской Республике. Не останется, в случае чего, в стороне и Британия, исторически считающая Иран своей зоной влияния.

Что касается отношений между Ираном и Россией, то, несмотря на определенный прогресс, вызванный близостью некоторых позиций по Сирии, они не настолько крепки, чтобы в случае конфликта Москва активно "вписалась" за Тегеран. Скорее всего, Трамп поспешит договориться с Кремлем о размене Ирана на снятие санкций и обещания признания российского Крыма.

Кстати сказать, для России это может оказаться довольно выгодной сделкой, ибо Иран исторически никогда не был для нее надежным союзником. При этом снятие санкций и признание Крыма станут толчком для нового витка ее развития.    

Еще одним "приятным бонусом" от противостояния США и Ирана окажется повышение мировых нефтяных цен. В том случае, если экспансия Тегерана будет приостановлена, стоимость барреля практически гарантированно пойдет вверх.  

Единственной проигравшей стороной при подобном раскладе может оказаться Китай, традиционно зависящий от поставок иранской нефти. Впрочем, некоторое ослабление Поднебесной в этой ситуации окажется на руку не только США, но и России, которой неизбежно предстоит "перезапуск" собственной экономики.

Юрий ЛЕВЫКИН |
Выбор читателей