В среду, 8 февраля, в столицу России прибывает делегация высокого уровня из Евросоюза, в составе которой - координатор Евросоюза по антитеррору Жиль де Керков, заместитель генсека Европейской службы внешних связей Педро Серрано, а также замдиректора по вопросам безопасности Европейской комиссии Оливье Ониди. Как пояснила пресс-служба представительства ЕС в Москве, цель этого визита – проведение неофициальных технические консультации по вопросам борьбы с терроризмом.
Фото: Daniel Kalker/ Global Look
"Свободная Пресса" отмечает, что высоких гостей из Брюсселя ждали еще в прошлом году, когда их пригласил в Россию замглавы МИД РФ по вопросам борьбы с терроризмом Олег Сыромолотов, посетивший в апреле 2016 столицу Евросоюза для налаживания диалога по антитеррористической тематике. Проведенную тогда встречу в российском МИДе охарактеризовали как продуктивные, так на ней была подтверждена близость подходов России и ЕС в отношении борьбы с глобальной угрозой терроризма. Однако продолжение переговоров затянулось. В ноябре планировалось обсудить проблему международного контроля над перемещением террористов, однако консультации так и не состоялись.
Президент Фонда развития институтов гражданского общества "Народная дипломатия", политолог Алексей Кочетков предположил, что нерасторопность брюссельских чиновников объясняется тем, что Россию они не любят и боятся гораздо больше, чем террористов. Однако сейчас уже понятно, что нелюбовь к России противоречит инстинкту собственного самосохранения, считает эксперт.
Огромный опыт России в борьбе с терроризмом может стать большим подспорьем для спецслужб европейских государств.
По словам Кочеткова, еще в 2014 году представители западных спецслужб обращались к руководству сирийской военной разведки с просьбой предоставить им данные на граждан европейских стран, засветившихся на территории Сирии, с тем, чтобы организовать за контроль за ними по возвращении в Европу. Отметим, что те же западные спецслужбы консультировали и вооружали террористов в Алеппо, что не мешало им обращаться к официальным сирийским властям за информацией.
Сегодня многие воевавшие в Сирии боевики из Европы вернулись домой. И сейчас в Европе уже сотни "спящих" потенциально опасных террористических ячеек. Именно поэтому европейские чиновник преодолевают антироссийские настроения и идут на контакт с российскими спецслужбами и российским руководством.
Кочетков отметил, что делегация ЕС едет к в Россию с целью получать информацию о тех, кто будет взрывать бомбы у них. Также эксперт считает, что вряд ли европейцы будут сообщать нам о тех, кто будет взрывать бомбы у нас. Тем не менее, это хорошая возможность для диалога.
Генеральный директор Института инструментов политического анализа Александр Шпунт считает, что на сегодняшний день все каналы получения информации из Евросоюза о лицах, подозреваемых в терроризме, и об угрозах – обрублены. Причем, сделано это по инициативе ЕС. Также были прекращен информационный обмен по линии НАТО, а также связи по линии Интерпола и т. д. Обмен информацией между спецслужбами существенно сократился, но не исчез совсем. Когда речь идет о совсем уж головорезах и убийцах, европейские правоохранители на свой страх и риск пытаются сотрудничать со своими российскими коллегами, подчеркивает Шпунт.
Вторая проблема, заметно осложняющая возможный антитеррористический диалог с Европой - разорванное правовое пространство. Одни и те же организации и одни и те же люди в одной стране могут рассматриваться как террористы, а в другой - как религиозные проповедники.
По мнению Александра Шпунта, у Евросоюза нет стратегии взаимодействия с Рроссией по этой важной проблеме, и предстоящий визит еврочиновников вряд ли что решит. Для ЕС это будет, скорее, знаковый визит в том смысле, что "да, Россию мы не игнорируем". Однако сильнее всего на этот процесс может повлиять апрельская встреча Трампа и Путина. Кстати, может быть, делегация Евросоюза имеет целью закрепить свое положение и свои контакты в Москве как раз до встречи Трампа с Путиным.