США обещают за полгода взять Мосул и Ракку

Читать в полной версии →
Трамп взялся за Сирию и Ирак. Американские военные объявили, что за полгода очистят от террористов Расул и Ракку. Очередное наступление начнется на днях. Что это - блеф или трезвый расчет?

Американское командование впервые после начала президентства Трампа обозначило хоть какие-то сроки военной операции в Сирии. Командующий объединенными силами международной коалиции по борьбе с ИГ* генерал-лейтенант Стефан Таунсенд заявил на американской военной базе в Багдаде, что в течение полугода главные оплоты ИГИЛ* Мосул и Ракка будут взяты. При этом военачальник добавил, что штурм западной части Мосула начнется уже через несколько дней. Похоже, "Бешеный пес" Джеймс Мэттис взялся за дело. Месяц назад американский президент дал своему министру обороны 30 дней, чтобы придумать, как сокрушить "Исламское государство*" (организацию, запрещенную в России).

Мосул. Фото: Alexander Heinl/ Global Look

Непобедимый Мосул

Город держит оборону с октября прошлого года. Около 100 тысяч бойцов различных формирований, включая иракскую армию, шиитское ополчение и курдов, не могут отбить город у 5 тысяч боевиков.

В январе иракский спецназ при поддержке авиации США установил контроль над восточной частью города. Но и это дорогого стоило. Американские инструкторы, некоторые из которых принимали участие в боевых действиях, назвали бои за Мосул "трехмерными". Так как террористы атакуют со всех сторон: с крыш домов, из переулков и подземных тоннелей. 

По словам Таунсенда, сейчас боевики продолжают обстреливать иракских солдат из западной части Мосула из минометов. А оставшимся на востоке "однополчанам" сбрасывают боеприпасы с дронов. По данным агентства, близкого ИГИЛ, Amaq news, данные которого публикует Middle East Monitor, только в январе коалиция потеряла более 1,5 тысяч убитыми, а за все время операции - около 6,5 тысяч.

Фото: Dawood/ Global Look

Большие потери во время боев в Мосуле подтверждает и ООН. Правда, в международной организации насчитали около 5 тысяч убитыми. Получается, что боевики за четыре месяца полностью уничтожили аналогичную своей группировку. Показатель внушительный. 

По мнению военного эксперта Владислава Шурыгина, который сам был в Ираке, армия этой страны из-за десятилетий санкций "страшно деградировала". И даже американские инструкторы кардинально изменить ситуацию не в состоянии. Вдобавок у боевиков ИГИЛ огромный опыт ведения городских боев, они тактически грамотно используют инженерные сооружения, особенно подземные ходы, благодаря которым можно совершать диверсии и успешно скрываться.

Кроме того, как отмечает руководитель отдела исследования ближневосточных конфликтов Института инновационного развития Антон Мардасов, западная часть густо заселена суннитами. Часть из них больше поддерживает ИГ, чем "освободителей" иракцев-шиитов. Таким образом, свою роль играет и религиозный фактор.

В итоге обещания взять Мосул в течение полугода могут так и остаться обещаниями. Пентагон вряд ли пожертвует ради Ирака регулярными армейскими частями, а "ударить" авиацией по-настоящему США не рискуют. В Мосуле до сих пор проживает около миллиона человек. Легко представить возмущение мировой прессы, когда в результате бомбовых ударов погибнут сотни жителей.

Помимо этого, жертвы и разрушение инфраструктуры города играют на руку боевикам ИГ. Так им будет легче обвинить США и коалицию в убийстве мирных граждан. В конце января официальный Ирак объявил, что перед штурмом из города эвакуируют четверть миллиона человек. Но что делать с остальными?

Фото: Karam Almasri/ Global Look

Одна Ракка на троих

Еще сложнее обстоят дела у американцев с сирийской Раккой. На город претендуют сразу несколько сторон, которые не ладят между собой. Это армия Башара Асада (поддерживаемая Россией), Сирийские демократические силы вместе с курдами (поддерживаемые США) и Свободная армия Сирии (поддерживаемая Турцией).

СДС при поддержке янки наступают на Ракку с севера. Американское командование обещает в течение нескольких недель полностью изолировать город от внешнего мира. Очевидно, что Пентагон пользуется моментом, пока турки сконцентрировались на другом сирийском городе - Эль-Бабе.

"После этого будет приниматься решение, какие войска будут заходить в город", - подчеркнул Таунсенд. Но это и есть "яблоко раздора". Если в город войдут курды, на которых опираются США, Турция придет в бешенство. Ведь в Стамбуле курдов официально считают террористами. А образование единого Курдистана для Эрдогана - хуже любого ИГ.

Поэтому 8 февраля министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил на пресс-конференции в Анкаре, что после освобождения Эль-Баба следующей целью турецкой армии в Сирии станет Ракка. "Мы можем туда отправить силы спецназа", - добавил политик.

Принять окончательно решение о штурме будет сложно, несмотря на то что Трамп и Эрдоган вроде бы договорились по телефону о сотрудничестве при наступлении на Ракку. Но как это будет происходить - ни тот, ни другой комментировать не стали.

А как же Асад?

Наконец, на сирийский город Ракку претендует и армия Башара Асада, действующего президента страны. Он уже заявил, что готов вести диалог с оппозицией, в том числе вооруженной. В частности, глава государства приветствовал недавние переговоры по Сирии в Астане.

Но как отреагируют его солдаты, когда увидят в Ракке боевиков, еще несколько месяцев назад обстреливавших их из минометов? А ведь на оппозиционные силы опираются и Турция, и США.

Таким образом, и в Мосуле, и тем более в Ракке хорошо организованным силам ИГИЛ противостоят разрозненные силы сирийской оппозиции, поддерживаемые Вашингтоном и Стамбулом. И как долго будет продолжаться осада, будет зависеть от того, смогут ли американцы договориться с турками об участии в штурме курдов. А также от гибкости политики Башара Асада. Сможет ли он на самом деле пойти на диалог с оппозицией, которую всю победить стало уже давно невозможно.

* Организация запрещена на территории РФ

Андрей ШЕРЫХАНОВ |
Выбор читателей