Боевики запрещенного "Исламского государства*", по мнению экспертов, могли оставить в Пальмире еще больше мин и "хитрых" ловушек, чем в прошлый раз. Напомню, 11 декабря прошлого года древний город заняли боевики. А 2 марта сирийская армия при поддержке ВКС РФ вновь отбила его у террористов. Уходя из Пальмиры на этот раз, боевики, полностью осознавая ее ценность для мировой культуры, вероятно, захотели как можно сильнее "насолить" сирийской армии и российским "спецам".
Неслучайно в Минобороны анонсировали применение в Сирии сверхсовременных средств поиска и обнаружения взрывчатки. Саперы, как известно, ошибаются один раз, и российских военспецов одели в новые защитные костюмы. Некоторое оборудование, по данным военного ведомства, применят на практике впервые.
Фото: Vadim Savitsky/ Zuma/ Global Look
Командировка №2
В Сирии сейчас находятся около 200 российских саперов Международного противоминного центра, который базируется в подмосковном Нахабино. Сначала специалисты займутся дорогами, которые ведут к больницам и другим социальным объектам города. А затем приступят к разминированию древней части Пальмиры при участии подразделения кинологов с собаками.
По мнению научного сотрудника Института культурного и природного наследия имени Д.С Лихачева Тимура Кармова, большинство памятников еще можно восстановить, хотя боевики и нанесли им серьезный урон. Террористы уничтожили храмы Бэла и Баал Шамина, колонны в долине гробниц и Триумфальную арку. Практически разрушен тетрапилон, повержен амфитеатр Пальмиры, но при этом сохранилась километровая аллея. Уже ясно, что реконструкция потребует существенных финансовых затрат. Но до этого этапа еще нужно дойти. Разминирование может занять от нескольких дней до нескольких недель. Обозленные боевики могли заминировать в древней части города буквально каждый камень.
Привезли все лучшее
Впрочем, российские саперы к этому готовы. В Сирии будет использовано самое эффективное оборудование для поиска взрывных устройств. Например, миноискатель ИМП-С2 с удобным жидкокристаллическим дисплеем. Или селективный металлодетектор "Кондор 7252", который можно запрограммировать на определенные металлы. А остальные он будет игнорировать. Это очень важно в том случае, если известен вид взрывного устройства, используемого террористами. Миноискатель уже не будет реагировать на осколки снарядов, других мин, которых может быть немало в земле. В результате - огромная экономия времени. Удобен металлодетектор и в обслуживании, его можно зарядить от обычной розетки или прикуривателя в автомобиле.
Но миноискатели могут не помочь найти самодельные взрывные устройства (СВУ), на которых террористы давно "собаку съели". И вот здесь на помощь приходят нелинейные радиолокаторы, которые реагируют на полупроводники, присутствующие в большинстве СВУ. Сигнал, отражаясь, принимается антенной и выводит на экран всю необходимую саперу информацию. При этом в устройстве есть кнопка ослабления сигнала, которая может спасти солдату жизнь. Дело в том, что при приближении антенны радиолокатора с сильным сигналом может произойти взрыв.
Но если произошло непоправимое, спасти жизнь саперу может специальный костюм. Это проверенный тяжелый ЗКС "Дублон" (весит около 40 кг) или новый костюм "Буча", который весит всего 19 кг, что для костюма сапера не так уж и много. Есть и совсем легкие костюмы "Сокол" по 8 килограммов. Какой из них выбрать - будет решать командир на месте.
Безусловно, в Сирии будет применяться робототехнический комплекс "Уран-6". Гусеничный самоходный минный трал управляется дистанционно и оборудован сразу несколькими видами "насадок" - в зависимости от вида грунта. "Уран-6" может преодолевать вертикальную стенку высотой до метра и ров шириной полтора метра. К слову, этот комплекс уже применялся при первом разминировании Пальмиры. На этот раз российские военные могли привезти новейшие разработки, но пока в Минобороны держат эту информацию в секрете.
* Организация запрещена на территории РФ