Оползень разорвал Крым

Читать в полной версии →
На восстановление автотрассы, имеющей для региона стратегическое значение, нужно немало времени. Уже совсем скоро на полуостров хлынет поток туристов, а работы еще и не начинались

Элитные пляжи Крыма от Балаклавы до Алупки оказались в блокаде, хотя на носу начало курортного сезона. Ранее сюда от Симферополя и аэропорта "Бельбек" можно было добраться по трассе, соединяющей столицу полуострова с Севастополем, но теперь она разорвана оползнем. Другой путь через Алушту едва ли сможет выдержать ожидающийся транспортный поток.

 Фото: vkontakte Ксюша Иващенко 

Дорога оказалась разорванной на участке между селом Фруктовое и станцией "Мекензиевы горы". Здесь трасса от Симферополя и Бахчисарая расходится в трех направлениях: на Евпаторию, на Северную сторону Севастополя, а также на трассу к Балаклаве или через Инкерман в Севастополь. Всекрымской транспортной катастрофой называет случившееся "Свободная Пресса".

Этот участок дороги был нестабилен уже долгое время, но появлявшиеся неровности и трещины ремонтировали, клали новый асфальт. В первые дни марта дорожное покрытие у Фруктового поползло снова, образовались трещины. Сначала надеялись, что движение грунта скоро остановится. Перекрыли одну полосу движения, потом вторую. Но пошли дожди, и скорость сползания дороги ускорилась. Образовались разломы глубиной в человеческий рост. Участок стал пользоваться популярностью, не у автомобилистов, а у любителей сэлфи - социальные сети заполнились язвительными подписями.

Ежедневно дорожное покрытие проседает на 10-15 сантиметров, но никаких работ на трассе не ведется. Тем не менее врио губернатора Дмитрий Овсянников говорит, что аварийно-восстановительные работы должны быть максимально ускорены.

Правительство Севастополя готово объявить режим чрезвычайной ситуации, уже выделено 70 млн рублей на ремонт, и на подряды претендуют сразу пять фирм. Чрезвычайный режим избавляет от необходимости проводить конкурсные процедуры.

Директор департамента дорожно-транспортной инфраструктуры Игорь Титов говорит, что необходимо восстановление 300 метров трассы, создание в месте проседания асфальта "подушки" толщиной в 3,5 метра. Кроме того, надо провести изыскательские работы на всех четырех гектарах грунтовой подвижки. Из сказанного выходит, что геологической экспертизы в районе оползня еще не делали, и есть вероятность, что уложиться в выделенные 70 млн не удастся.

Правда, глава департамента уверяет, что если работы начнутся немедленно, то "дорогу можно будет открыть к началу летнего сезона". Но оползень не остановился, и кто сможет дать гарантию, что восстановленная дорога не "уплывет" на следующий день после ремонта?

Аварии, подобные произошедшей, могут требовать большого объема работ. Горную дорогу к Форосу делали, устраивая дренаж, подпорную стену, вели подсыпку и трамбовку нового грунта. На старой ялтинской дороге в районе урочища Алсу дорожникам пришлось срезать гору и прокладывать трасу по известняку. В любом случае, восстановление трассы потребует больших денег и долгих сроков строительства.

А пока надо определить, по какой трассе пойдут десятки и сотни грузовиков с продовольствием и другими товарами повседневного спроса. Непонятно, как будут двигаться колонны  фур на Севастополь с керченской переправы. Сейчас это единственный способ доставки продовольственных и промышленных товаров в регион.

 Губернатор Овсянников требует запустить дополнительный паром через Севастопольскую бухту для перевозки автомобильного транспорта и пассажиров. По этому маршруту уже ходит паром "Адмирал Истомин", ему в помощь готовят паром "Адмирал Лазарев". Однако, это капля в море: 25 легковых машин или 4−6 больших грузовиков и 130 пассажиров. Хотя и это лучше, чем ничего.

Есть вариант проезда объезда через Северную сторону и пригород Любимовка. Однако там идет обычная двухполосная дорога, которая уже сейчас забита автомобилями. Еще один временный объезд пойдет по проселку через село Поворотное. Здесь дорогу немного расширили, вырубили деревья и разрешили проезд только легковушкам.

Теперь единственный доступный путь на знаменитые курорты Южного берега пролегает через Симферополь на Ангарский перевал, потом вкруговую через Алушту и Ялту. Можно себе представить, какие пробки образуются здесь, когда транспортный поток вырастет минимум в полтора-два раза. Престижный курортный регион оказался в транспортной блокаде.

Егор ВЛАДИМИРОВ |
Выбор читателей