Кризис затянул россиян в интернет

Читать в полной версии →
Упадок экономики заметно увеличил число профессиональных продавцов в Сети и ускорил развитие онлайн-платежей, особенно в малых населенных пунктах, где резко сократился ассортимент в обычных магазинах, да и сами магазины

Проникновение интернета в России достигло предела. Сегодня уже порядка 85% граждан страны подключены к Всемирной паутине, что соответствует среднему показателю в большинстве стран мира. Есть регионы, где он близок к 100%, например, Скандинавия, но это, скорее, исключение. Однако на фоне стабильности аудитории продолжают расти разного рода практики использования интернета, в частности, сегмент e-commerce, свидетельствуют данные совместно исследования компании PayPal и агентства Data Insight. 

Фото: Global Look 

Всегда существует категория людей, которых современные технологии практически не затрагивают, пояснил "Утру" совладелец Data Insight, эксперт по интернет-исследованиям и интернет-маркетингу Федор Вирин. Это маргиналы, заключенные тюрем (в России их очень много), военнослужащие (как показывают исследования, проникновение интернета среди девушек 18 - 20 лет гораздо выше, чем среди их ровесников мужского пола), наконец, просто пенсионеры. По мере приближения к пенсионному возрасту тех, кто привык пользоваться интернетом, его проникновение в стране будет расти, но не быстро: на 1 - 2% в год.

С учетом нарисованной экспертом картины получается, что практически все экономически активные россияне уже в Сети. И можно заметить, что исследование отражает некоторые общие процессы, заметные и вне онлайн-пространства. В частности, оно подтверждает тенденцию перехода россиян на безналичные платежи. В среднем, из 10 тыс. руб. на текущие расходы 6 тыс. 360 руб. хранятся в безналичном виде. В 2015 г. эта доля составляла 6 тыс. 180 руб., а в 2016 г. - 6 тыс. 250 рублей. При этом почти половина респондентов рассчитывают уже через 10 - 15 лет вовсе отказаться от наличных денег. 

Подавляющее большинство участников опроса (99%) имеют платежные карты. И почти все (98%) используют их не только пару раз в месяц, снимая зарплату в банкомате, но и для непосредственной оплаты товаров или услуг, причем 60%  - оперируют не одной, а сразу несколькими картами разных типов. Пять лет назад "пластик" был у 70% респондентов, а расплачивались с его помощью лишь 51%.

Сегодня большая часть типовых платежей уже осуществляется без купюр и монет. Так, лишь 23% опрошенных используют наличные для погашения кредита, 32% - для оплаты услуг ЖКХ, 29% - при пополнении счета мобильного телефона, 15% - при покупке билета на поезд или самолет. Только 22% граждан рассчитываются бумажными деньгами за товары из интернет-магазинов.

Фото: Global Look

Что же касается собственно интернета, как поясняют авторы исследования, люди, подключившиеся к сети пять - скмь лет назад, распробовали его возможности, осмелели и начинают активно осваивать, в том числе с коммерческой точки зрения. Это касается не только тех, кто в Сети что-то покупает, но и тех, кто продает.

Каждый второй пользователь Всемирной паутины хотя бы однажды пытался реализовать через нее товары или услуги. Правда, для большей части граждан это так и осталось разовой акцией. В основном, речь идет о продаже подержанных вещей или новых, которые по каким-то причинам не подошли. Профессионально торгуют в интернете 23%. Из них 11% реализуют товары собственного изготовления, 5% - поделки родственников или друзей, еще 7% осознанно занимаются перепродажей товаров (с наценкой).

Самые популярные услуги, которые предлагают в онлайне частные лица, - это переводы и написание текстов. Далее с большим отрывом следуют услуги по строительству, архитектуре и дизайну помещений, репетиторство, реклама и продвижение сайтов, услуги фотографии, создание сайтов и мобильных приложений и консалтинг.

Для 4% интернет-бизнес является единственным или основным источником доходов, для 11% - не основным, но существенным, для 14% - не существенным, но регулярным. Чаще всего к онлайн-продажам прибегают люди с доходом более 100 тыс. руб. на семью, моложе 35 лет и наиболее образованные - с двумя и более высшими образованиями или ученой степенью.

Фото: Global Look

Как рассказал "Утру" Федор Вирин, кризис заметно увеличил количество профессиональных продавцов в интернете, в том числе тех, кто продает свои товары или услуги на Запад. Экономические трудности также ускорили развитие онлайн-платежей в регионах, особенно в малых населенных пунктах, жители которых осваивают этот сегмент быстрее, чем население больших городов.

Среди причин, по которым люди покупают что-либо в оналайне, на первом месте всегда стояло удобство. Правда, в 2015 г. в лидерах оказалась экономия: "в сети дешевле". Но уже в 2016-м "так удобнее" вернулось на прежние позиции, а денежный вопрос сместился на третье место. Вторую же позицию заняла доступность товаров: люди покупают через интернет то, что нельзя приобрести в офлайне. И вот это как раз результат кризиса, который стал заметен в прошлом году.

В значительной степени региональные потребители переключились на покупки и платежи в интернете по той простой причине, что ассортимент традиционной розницы даже в Москве ощутимо усох, а уж в регионах он сократился целыми магазинами. Особенно это заметно в одежде, а также товарах DIY (do it yourself - "сделай сам", товары для ремонта и т.д.).

Банковские структуры также уменьшают количество своих отделений и, в первую очередь, разумеется, в тех местах, где клиентов кот наплакал. А когда ближайший банкомат расположен на расстоянии нескольких километров, поневоле пойдешь в интернет.

В целом все это дает основания говорить о том, что развитие e-commerce в России в ближайшие несколько лет будет активно продолжаться.

Мария ТРИФОНОВА |
Выбор читателей