Развеять представления о России как о стране с плохим инвестиционным климатом и непрозрачной системой ведения дел - такова цель делегации предпринимателей, которая в апреле планирует посетить США. Российские бизнесмены поедут в Вашингтон, Бостон и Сан-Франциско и будут продвигать не отдельные компании, а страну в целом.
Фото: GLOBAL LOOK press
Поставленная перед делегацией задача потребует немалого терпения и сил, пишет "Газета.Ру", отмечая, что в США программой поездки и встреч будет заниматься Торговая палата США - крупнейшая некоммерческая лоббистская организация страны, объединяющая более 300 тысяч членов, 3 тыс. региональных палат и палат штатов, более 90 американских торговых палат за рубежом. По утверждению Торговой палаты, 96% ее членов - представители малого бизнеса. Кроме нее, в организации поездки будут участвовать ряд инвестиционных структур, в частности, управляющая компания Navigator Principal Innvestors, ряд американских компаний и фондов, такие как RAND Сorporation, а также экономические клубы Нью-Йорка, Вашингтона, Бостона и Чикаго.
Как поведал "Газете.Ру" уполномоченный при президенте РФ по правам предпринимателей Борис Титов, мероприятия в США будут проходить в формате роуд-шоу.
С одной стороны, сегодня не лучшее время для продвижения России на американских рынках. Как признает глава Совета по внешней и оборонной политике, член президиума РСМД Федор Лукьянов, сегодня в высших кругах США обстановка совершенно не благоприятствует развитию каких-либо российских проектов. Атмосфера близка к охоте на ведьм. Соперники Трампа пытаются разглядеть "руку Москвы" во всех поступках нового президента, и это уже вводит в недоумение некоторых американцев.
С другой стороны, налаживать отношения надо, и сфера экономического сотрудничества представляет наилучшие возможности для этого. Обвинения в адрес Трампа - это, скорее, реакция на неожиданные перемены, которые случились с его приходом к власти, полагает Лукьянов. Но поскольку сейчас Россия стала не столько причиной, сколько инструментом в этой политической борьбе, на общественном мнении и на СМИ это будет сказываться еще некоторое время, считает он.
Учитывая это, Американская торговая палата предложила организовать серию вебинаров для того, чтобы понять, о чем будут говорить российские участники. Американцев, в частности, интересовало, почему много предпринимателей уезжают из России в США. Создается впечатление, что в России вести бизнес не так уж и выгодно. Другой участник поинтересовался про антисанкции: зачем Россия вводила их, если утверждает, что стремится расширять экономические связи. Ближе к концу дискуссии прозвучал вопрос о том, действительно ли готовы российские власти на какие-то изменения.
Для того чтобы проект достиг успеха, он должен быть долгосрочным, полагает Федор Лукьянов. Он должен постепенно развиваться и работать над улучшением общественного мнения в США в отношении России.
О том, что поездка деловой делегации в США - правильный шаг, говорит директор Центра глобальных интересов в Вашингтоне Николай Злобин. Однако такая поездка не должна быть разовой, иначе это будет выглядеть как банальный пиар и принесет больше вреда, чем пользы. Здесь важны последовательность, настойчивость и упорство, а кавалерийской атакой дела не решить, говорит эксперт.
Сегодня мнение деловых кругов США о России не самое лучшее. Она имеет репутацию страны с плохим инвестиционным климатом и непрозрачной системой ведения дел. При этом санкции играют менее важную роль. Для того чтобы прийти в Россию, инвесторам надо иметь уверенность, что их интересы по крайней мере будут защищены, полагает Злобин.