Рекс Тиллерсон, посол коллективного Запада, приехал в Москву сразу после двухдневного саммита G7 в итальянской Лукке - считается, что донести общую позицию, а то и предъявить ультиматум. И пропал. Вот уже второй день от него ни слуху ни духу, что порождает массу конспирологических теорий и домыслов.
Запущенные по сирийской авиабазе "Томагавки". Фото: Eric Garst/ Zuma/ Global Look
Пожалуй, за последнее время не было более таинственного визита американского госсекретаря в Россию. И до тех пор, пока Сергей Лавров и Рекс Тиллерсон не дадут совместную пресс-конференцию, наблюдатели будут продолжать плодить версии происходящего за тяжелыми, звуконепроницаемыми дверями зала переговоров. Но и пресс-конференция может не дать ответов на все вопросы: оба переговорщика слишком тертые калачи, чтобы раскрыть все карты.
Впрочем, глава Госдепа не так опытен, как министр иностранных дел РФ, и уже позволил себе довольно странную с точки зрения Запада риторику. Например, как пишет Reutrers, вдруг попросил своих коллег по G7 объяснить, зачем США нужна Украина. Вопрос прозвучал явным диссонансом - все понимают, что она никому не нужна, но произносить это вслух считается дурным тоном в трансатлантической дипломатии.
Откровенно говоря, со дня удара "Томагавками" по Сирии не покидает ощущение, что все мы являемся свидетелями глобального фарса. Дональд Трамп воспользовался первым же предлогом, чтобы напасть на суверенную страну вопреки международному праву, чего он не мог не понимать. Как не мог не осознавать зыбкость доказательств причастности к химической атаке Башара Асада. К тому же во время предвыборной кампании он убеждал своих сторонников в том, что у США нет жизненно важных интересов в Сирии. И убедил настолько, что за него проголосовали.
Шестого апреля стало очевидно, что от своей прежней позиции ему пришлось отказаться.
Главная цель достигнута: все американские СМИ, как по мановению волшебной палочки, вмиг прекратили публиковать разного рода обвинения в связях членов новой администрации Белого дома с Россией. Возможно, это был единственный выход из положения, в котором оказался Дональд Трамп, - с некоторых пор стало ясно, что матерая американская элита, представляющая интересы потерпевших поражение глобалистов, глубоко загнала его в угол и весьма эффективно пресекает любые попытки выбраться из политического тупика.
Пятьдесят девять "Томагавков", выпущенных из Средиземного моря по сирийской авиабазе Шайрат, хоть и не нанесли ей значительного ущерба, но зато вмиг сняли с президента подозрения в связях с Россией. Национальная элита получила небольшую передышку в борьбе с наднациональной.
Но, на мой взгляд, своим легкомысленным заявлением о том, что это была разовая акция, он может смазать полученный результат. "Мы не пойдем в Сирию", - откровенно сказал Трамп в интервью телеканалу Fox Business. Этим публичным признанием он совершает очередную ошибку, вновь разочаровывает своих политических оппонентов.
Ибо "ястребы", вдохновленные решительностью президента, которого им удалось приручить за каких-то три месяца, пытаются развить успех и уже дают ему новое задание. "Президент также должен осудить Россию за продолжающуюся поддержку Асада и за целенаправленные бомбардировки гражданского населения в Сирии. Ему следует оказать на Россию давление с тем, чтобы она поддержала смену власти в этой стране. Разбомбить аэродром недостаточно", - пишут в The New York Times бывший исполняющий обязанности директора ЦРУ Майкл Морелл и помощник замминистра обороны по России, Украине и Евразии Эвелин Фаркас.
Бизнес и политика - не одно и то же, в чем Трамп, казалось бы, должен был убедиться. Ему не дадут выполнить ни одного своего предвыборного обещания, если он будет продолжать эпатировать и без того изрядного напуганный грядущими переменами истеблишмент. Глобалисты продемонстрировали силу и готовы демонстрировать ее и дальше. Президенту США придется менять свои относительно миролюбивые планы, ведь вашингтонская элита не готова признать поражение и отказаться от глобального американского доминирования. Она заставит его продолжать играть мускулами на Ближнем Востоке и по всему миру.
Приободрились и европейские союзники, растерявшиеся было после неожиданной победы несистемного кандидата на американских выборах. Правда, пока единого антироссийского фронта, отмечает BBC, сколотить на саммите G7 не удалось: вопрос о санкциях отложен, по-видимому, до оглашения результатов визита Рекса Тиллерсона в Москву. Его задача - убедить Россию присоединиться к западной коалиции во главе с США, наплевав на международное право и свои собственные интересы.
Владимир Путин уже дал понять, что это невозможно. "Как отреагировали союзники по НАТО? Все кивают, как китайские болванчики, не анализируя ничего, что происходит, - довольно язвительно прокомментировал западную трактовку событий последних дней российский президент. - Где доказательства применения сирийскими войсками химического оружия? Нет. А нарушения международного права есть. Это очевидный факт". Путин подчеркнул, что без санкции Совета безопасности ООН наносится удар по суверенной стране, но, несмотря на это явное нарушение международного права, "все согласны, принимают и начинают кивать и поддерживать". Так было и в 2003 г., когда был использован надуманный совершенно предлог для ввода войск в Афганистан. "Страна разрушена, кстати говоря, именно после этого начался бурный рост террористических различных организаций", - подытожил российский президент.
Словом, переговорные позиции сторон понятны. Тем интереснее, что скажут главы дипломатических ведомств России и США на пресс-конференции. В Сирии выясняют отношения не ядерные сверхдержавы, как может показаться при поверхностной оценке. Здесь решается, кто победит в схватке планетарного масштаба - глобалисты или национальные элиты.