Летные испытания на авиабазе Эдвардс в Калифорнии с виду напоминали обычный полет. В небо поднялись два истребителя. Вот только в фонаре второго почему-то не маячил шлем пилота. Ведомый F-16 летел за своим головным сам. А затем условно "отстрелялся" по учебным целям. Все команды поступали с земли и с ведущего самолета. В России похожими испытаниями занимается НИИ имени М.М. Громова. Но все работы ведутся, что называется, ради научного интереса.
F-16. Фото: Ian Hitchcock/ Gettyimages
Беспилотная версия многоцелевого истребителя разрабатывается в Пентагоне уже несколько лет. По задумке военных, модернизированный F-16 возьмет на себя часть боевых функций. Например, сможет выполнять самые рискованные задания под управлением командира эскадрильи. А при необходимости, даже пойдет на таран.
Но возникает естественный вопрос, а что будет с "летающим роботом", если ведущего собьют? Как утверждает компания-разработчик, небезызвестная Lockheed Martin, такой вариант тоже предусмотрен. На самолете установлена специальная система автономизации на случай потери ведущего самолета и отклонения от курса. А также отказа бортовой системы или потери связи с оператором.
Разрабатывался "мозг" беспилотного истребителя в Центре прикладных исследований в области искусственного интеллекта совместно с Научно-исследовательской лабораторией ВМС США. Планируется, что в будущем самолет сможет не только летать по программе, но и будет самостоятельно проводить оценку действий. То есть, по сути, создается искусственный интеллект.
Су-27. Фото: wikipedia
Как рассказал "Утру" заслуженный летчик-испытатель Магомед Толбоев, в России авиастроители тоже уже несколько лет испытывают беспилотные истребители Су-27.
"Мы полностью доверяем этому самолету. Он полностью запрограммирован. Идет наземная телеметрия. Я только сижу и смотрю, что он делает, ничего не трогаю", – рассказывает об испытаниях воздушный ас.
Но, по словам Толбоева, как американцы, без пилота, в России пока еще не летали. Такие испытания стоят денег, а в Минобороны РФ в самолетах без летчиков пока не очень заинтересованы. А заказ нужен.
"Это наша, опытно-конструкторская опережающая работа в НИИ имени Громова, мы это делаем ради науки, будущего, – говорит заслуженный летчик. – Но нужна военная доктрина, в которую будет вписываться такой самолет. И если армия попросит – мы готовы".