Вполне возможно, новость о том, что США готовятся ударить по Северной Корее в том случае, если она продолжит испытания своих ракет, может оказаться очередной пустой угрозой. Вряд ли в Вашингтоне не отдают отчета в том, что военного развития событий опасаются прежде всего его союзники в Токио и Сеуле. Достанется-то им.
Фото: "Утро"
Вообще, обострение ситуации связано исключительно с Китаем, это нужно понимать. Американцы сдерживают не Пхеньян, а Пекин. Противоракетная оборона, которой они якобы прикрывают Южную Корею, странным образом просматривает своей радиолокационной станцией северо-восток КНР. Против северокорейских ракет (если они есть) она бессильна. Неслучайно между Поднебесной и Южной Кореей возникла напряженность. Китайцы давят южнокорейский бизнес на своей территории, пытаясь заставить Сеул пересмотреть ошибочное решение.
Однако из-за воинственной риторики и Токио, и Сеул действительно боятся Пхеньяна. Поэтому США довольно легко удается воздействовать на общественное мнение Японии и Южной Кореи и добиваться развертывания объектов системы противоракетной обороны, как и наращивания американских вооруженных сил. Для сдерживания Северной Кореи они явно избыточны. А вот для того, чтобы заставить беспокоиться Китай, их даже маловато.
Между прочим, у Северной Кореи общая граница не только с КНР, но и с нашим Приморским краем. Конечно, небольшая, всего 40 км, но и мы вправе интересоваться, что происходит у соседей. Нам тоже не понравится, если Южная Корея победит Северную, - в этом случае американцы вплотную приблизятся к нашему Дальнему Востоку. Согласитесь, так себе перспектива.
Однако Китаю милитаризация региона нравится еще меньше. Страна никогда не забудет корейскую войну 1950 - 1953 гг., в которой ей пришлось принять участие. По официальным данным, КНР потеряла 390 тысяч человек, однако некоторые эксперты считают, что число погибших на самом деле достигло миллиона. В Пекине понимают, что в случае негативного развития событий китайской армии опять придется перейти корейскую границу.
В прошлом году Китай и США подготовили резолюцию Совета безопасности ООН по Северной Корее, которая была принята. Теперь все грузы, перемещаемые через границу КНДР, будут подвергаться тщательному досмотру. Однако Пекин не доводит дело до полной блокады, на чем настаивает Вашингтон, который почему-то уверен, что организация голода в КНДР - единственный мирный способ решить все проблемы. Китайцы не хотят гуманитарной катастрофы в соседней державе, последствия которой опять же лягут тяжким бременем и на их совесть, и на бюджет.
Пока взаимопонимание между Вашингтоном и Пекином по корейской проблематике оставляет желать лучшего. Недавно, сразу после встречи с Си Цзиньпином, Рекс Тиллерсон бодро заявил о понимании Китаем опасности ядерной программы КНДР и его согласии с тем, что нужно действовать, чтобы остановить Пхеньян. Однако МИД Китая ни о каких изменениях в своей позиции так и не сообщил. "Позиция Китая по проблеме Корейского полуострова осталась устойчивой", - сказала официальный представитель внешнеполитического ведомства Хуа Чуньин. О результатах переговоров Дональда Трампа и Си Цзиньпина она выразилась еще более расплывчато: во время встречи лидеры заявили о "приверженности цели денуклеаризации Корейского полуострова", намерении "продолжить всеобъемлюще выполнять резолюции Совета безопасности ООН относительно Северной Кореи" и "договорились поддерживать тесную связь и взаимодействие по данной проблеме".
Первыми словами Дональда Трампа после переговоров с Си Цзиньпином были: "Я ничего не добился. Совсем ничего". Все потому, что американские политики-ковбои пытались давить на сдержанного китайца и даже ставить ему условия. Так с ними разговаривать нельзя.
"Рекс Тиллерсон в аэропорту Палм-Бич перед встречей заявил: "Мы поставим жесткие требования: прекращение любого строительства в Южно-Китайском море и решение вопроса с Северной Кореей", - вспоминает китаевед, сотрудник РГГУ Максим Казанин. - Но кто такие Рекс Тиллерсон и Дональд Трамп, чтобы указывать Си Цзиньпину, что делать? Хотя бы потому, что торговый дисбаланс в пользу Китая - на триста с лишним миллиардов долларов".
Председатель КНР в свойственной ему манере ответил уклончиво, думая про себя свою мудрую китайскую думку. Поднебесная не станет делать резких движений. Но обязательно попытается предотвратить войну на Корейском полуострове, как уже было в середине XX века.