В составе террористических организаций в Сирии и Ираке воюют почти 2,7 тысячи жителей Северо-Кавказского федерального округа, представляющих особую угрозу, заявил на выездном совещании по вопросам борьбы с идеологией терроризма секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев.
Фото: Spencer Platt/ Getty Images
По его данным, нарастающей в СКФО пропагандистской и вербовочной деятельности международных террористических организаций способствует в том числе и деструктивная деятельность миссионеров из государств Центрально-Азиатского региона, проповедующих идеологию радикального ислама.
Патрушев призвал региональные власти к усилению профилактической работы, мониторингу интернет-ресурсов. К профилактике необходимо привлекать общественные и молодежные организации, СМИ, религиозные образовательные учреждения, уверен секретарь Совбеза РФ. Для повышения эффективности работы по противодействию терроризму в Северо-Кавказском федеральном округе необходимо усилить контроль над миграционными потоками и соблюдением миграционного законодательства, выявлять среди мигрантов тех, кто исповедует радикальные религиозные взгляды и склонен к совершению противоправных действий.
Кроме того, отметил Патрушев, в округе "фиксируются попытки формирования автономных, законспирированных и независимых друг от друга террористических ячеек для совершения резонансных терактов".
Таким образом, получается, что перспективы у террористического подполья в России все еще есть, и немалые. Воюющие на стороне террористов жители Кавказа тоже со временем захотят вернуться домой, и чем многие из них займутся в России, остается лишь догадываться: во всяком случае, ячейки, готовые их принять, формируются, единомышленников достаточно.
Но к таким раскладам эксперты были готовы. Успехи РФ в Сирии и удары по террористическим группировкам (а в перспективе и разгром "Исламского государства*" с "коллегами") неизбежно повлекут за собой расползание боевиков по другим странам, включая их историческую родину, напомнил президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов. "От вертикально организованной мощной структуры они перейдут к сетевой системе действий, будут скрываться где-то малыми группами, поддерживать между собой сетевую связь, планировать и осуществлять террористические акты. Специалисты ожидали такого развития событий, и оно обязательно проявится", - заявил аналитик "Утру".
Выявление и обезвреживание вербовщиков и законспирированных групп, которые будут вести себя крайне осторожно (особенно это касается участников боевых действий), - задача крайне непростая. Основная нагрузка в этом смысле ложится на спецслужбы и правоохранительные органы, но многое будет зависеть и от духовных лидеров, полагает Ивашов. По его словам, "должны работать мечети, чтобы переубеждать людей, предупреждать их".
Простым гражданам тоже следует быть бдительными: в ближайшее время России стоит опасаться новых терактов, полагает собеседник "Утра". Прошедшие сирийскую школу "воины Аллаха" - это люди, почувствовавшие запах пороха и крови, зараженные вирусом терроризма, с измененным сознанием, понимающие, что если они попадут в руки правоохранительных органов, то будут осуждены пожизненно, подчеркнул эксперт.
Тот факт, что в свое время силовики не препятствовали отъезду особо воинственно настроенной кавказской молодежи в Сирию, дал скоротечный положительный эффект, но было очевидно, что они будут возвращаться, причем организованно: частично в Среднюю Азию, частично на Кавказ, в другие регионы. По сути, все постсоветское пространство является для них общим полем боя, и поэтому те, кого не удалось уничтожить в Сирии и Ираке, вернутся, чтобы воевать, но уже другими методами, отмечает Ивашов.
При этом нужно понимать, что выявить и одномоментно ликвидировать потенциальных террористов не удастся: нужно готовиться к системной, кропотливой работе, которая продлится много лет. В частности, необходимо проводить научные исследования на предмет выявления признаков этих террористических ячеек. Теоретически, выявлять и отлавливать таких "возвращенцев" нужно уже на границе, после чего судить за участие в преступной организации, запрещенной в РФ, но на деле все гораздо сложнее. "Мы видим, как они действуют: они же едут в Россию не напрямую, они едут в Среднюю Азию, в другие независимые государства, а уже оттуда приезжают сюда, возможно, сменив паспорт", - подчеркнул собеседник "Утра". Так что поймать на границе можно лишь фигурантов списков участников незаконных вооруженных формирований, чье участие в деятельности ИГ* доказано, - но выявлены далеко не все.
Немаловажен еще один момент: превентивная работа правоохранителей не должна создавать новых очагов конфликтов. Если силовики будут вламываться в мечети и класть всех подряд прихожан лицом на землю, подозревая в них террористов, эффект будет противоположным. Как показывает опыт, подобная профилактика быстро превращает во врагов даже вполне лояльных до этого момента мусульман. "Однозначно так и будет. К религии, особенно к исламской, нужно подходить очень осторожно, выявляя или арестовывая одного, нельзя оскорблять чувства других верующих. Поэтому и необходимо тесное взаимодействие правоохранительных органов со священнослужителями. Действовать здесь надо очень тонко", - подытожил президент Академии геополитических проблем.
* Организация запрещена на территории РФ