Пятиэтажки спасут поиздержавшихся застройщиков

Читать в полной версии →
Масштабная программа реновации жилого фонда за счет бюджета становится для большинства девелоперов элегантным выходом. Им достаточно договориться с городом, продав ему весь неликвид по сходной цене

Грандиозный по своим масштабам и противоречивости проект реновации жилого фонда Москвы (в народе - расселение пятиэтажек) переходит от слов к реальному воплощению. В четверг, 20 апреля, депутаты Государственной думы приняли в первом чтении законопроект о сносе московских пятиэтажек. За законопроект высказались 397 депутатов из 402 голосовавших, четверо проголосовали против и один воздержался.

Фото: Михаил Почуев/ ТАСС

Согласно условиям программы, под снос пойдет порядка 8 тыс. домов общей площадью 25 млн кв. м, в которых проживают полтора миллиона человек. Для переселения жителей сносимых домов предполагается использовать 35 млн кв. м нового жилья. Затраты на расселение, по предварительным оценкам, могут составить 3,5 трлн рублей.

Появление проекта расселения и сноса пятиэтажек стало для москвичей полной неожиданностью. Как чертик из табакерки он появился на свет около месяца назад, и на сегодняшний момент мнения москвичей о том, чем все это обернется для города и жителей тех самых пятиэтажек, разделились.

По мнению одних, это хороший способ сменить старое жилье на современное и большее по площади. Радует многих и то, что, по заверениям столичных властей, новое жилье переселенцам будет предоставляться в пределах района их проживания и в редких случаях - соседнего района.

Другая часть москвичей отнеслась к инициативе настороженно, понимая, что из бескорыстной любви к населению в современной (и не только) России давно уже ничего не делается.

Не лишне вспомнить, что первая программа расселения пятиэтажек началась в Москве еще в конце 1990-х и ни шатко ни валко идет по сей день. Такая медлительность объясняется целым рядом факторов, и в первую очередь тем, что еще предыдущим мэром Москвы было установлено, что переселенцы из сносимых домов должны получать новое жилье поблизости от места прежнего проживания. И эти правила до последнего момента соблюдались. Однако даже неспециалисту понятно, что это требование затягивает процесс расселения на долгие годы.

Авторы нынешнего проекта утверждают, что он должен быть реализован в течение нескольких лет. Учитывая, что в большинстве районов Москвы ни нового жилья, ни просто места для отселения жителей пятиэтажек нет, возникает вопрос, куда же тогда будут переселяться люди.

Решить эту задачу в отведенный срок без отселения людей значительно дальше, чем даже они могли бы себе это представить, пока невозможно.

Надо признать, что и у самого населения невольно возникают опасения, что из хороших мест в непосредственной близости от метро и необходимых социальных объектов они могут отправиться на освоение новых районов, где всего этого нет и в помине.

Очевидно, что все проблемы осознаются и в высоких кабинетах, где, собственно, и родилась эта идея. Однако это не стало препятствием на пути ее реализации, что может указывать на особо значимые основания, лежащие в основе данного проекта.

Вывод о том, чьи интересы привели к тому, что Москва взялась за столь рискованный проект, да еще и накануне выборов, можно сделать по вчерашней публикации РБК, в которой говорится, что Москва выкупит у девелоперов готовые квартиры для расселения пятиэтажек. По информации агентства, соответствующий комментарий был получен в пресс-службе Комплекса градостроительной политики и строительства Москвы.

После этих слов пазл под названием "неожиданный и непонятный проект переселения полутора миллионов жителей пятиэтажек" (пока не совсем понятно, куда), начинает складываться.

Дело в том, что основное жилищное строительство сегодня осуществлялось за пределами Кольцевой и в Новой Москве. Уже сейчас там построено несколько сот тысяч квадратных метров типового многоэтажного жилья, объединенного в районы, стоящие на земле бывших совхозных полей и подмосковных поселков и деревень.

При всей своей относительной дешевизне это жилье не пользуется спросом у покупателей, так как находится далеко от потенциальных мест работы его обитателей, которые сосредоточены в самой Москве. Новые районы предполагают высокую скученность населения, отсутствие необходимого количества дорог, парковок и социально-культурных объектов.

Из них практически невозможно выехать из-за отсутствия железнодорожного сообщения со столицей и станций метро. Единственными "дорогами жизни" остаются автодороги невысокого качества и пропускной способности, чего явно недостаточно для полноценной жизни в районах.

Возможное введение платного въезда на территорию Большой Москвы превращает такие районы в замкнутые анклавы со всеми вытекающими последствиями.

Нетрудно догадаться, что спрос на такое жилье среди москвичей и гостей столицы невелик. Именно это и стало огромной проблемой девелоперов, для которых эти сотни тысяч квадратных метров голого бетона сродни гире на ноге у пловца.

Проблема затоваренности жильем экономкласса сегодня реально угрожает большинству девелоперов, отягощенных иностранными кредитами, которые невозможно ни погасить из-за отсутствия выручки от продаж, ни рефинансировать из-за санкций. 

Масштабная программа реновации жилого фонда за счет бюджетных средств становится для них элегантным выходом из сложившейся ситуации. Девелоперам достаточно договориться с городом, продав ему весь неликвид по сходной цене. В результате компании освободятся от "залежалого товара", цены на недвижимость подрастут (или как минимум прекратят снижаться), а город получит значительное количество жилья, в которое можно будет переселить жителей сносимых пятиэтажек.

На месте хрущевок те же девелоперы возьмутся за строительство новых домов. Только из-за более современных серий и типов и хорошего расположения это жилье можно будет реализовывать по куда более выгодной цене, чем стоило снесенное.

Главной проблемой в этом случае становится то, как объяснить жителям сносимых домов, что им придется ехать несколько дальше, чем они ожидали. Впрочем, и эта проблема не является неразрешимой. Законопроект о реновации принят только в первом чтении, и совершенно не исключено, что ко второму чтению в нем появятся необходимые пункты, позволяющие значительно расширить географию расселения жильцов пятиэтажек.

Юрий ЛЕВЫКИН |
Выбор читателей