Итоги первого тура президентских выборов во Франции свидетельствуют о том, что с 99%-й вероятностью главой Пятой республики станет Эммануэль Макрон, а не Марин Ле Пен. С именем последней эксперты связывают самые мрачные прогнозы относительно будущего не только Франции, но и всей Европы. В первую очередь это касается целостности ЕС и единой европейской валюты.
Фото: Uli Deck/ dpa/ Global Look
Таким образом, снижение практически до нуля риска прихода к власти Ле Пен заставило экспертов "выдохнуть" и заметно повысить оптимизм прогнозов. Попросту говоря, аналитики поспешили заявить о том, что единая европейская валюта не исчезнет как класс. Более того, по результатам выборов ее курс должен будет расти по отношению к доллару и другим ведущим мировым валютам.
Так, по мнению валютных стратегов HSBC во главе с Дэвидом Блумом, последние события означают коренной перелом для евро. В основу прогноза аналитики ставят предположение о том, что теперь инвесторы смогут оставить страхи в отношении политических перемен и придадут больше значения признакам экономического восстановления.
В результате эксперты HSBC ждут укрепления евро до $1,2 к концу 2017 г. - на таком уровне европейская валюта торговалась последний раз в начале 2015-го.
По их мнению, отныне евро представляет собой более привлекательную альтернативу доллару ввиду роста политических рисков в США. При этом все они вспоминают, что Трамп никогда не делал секрета из отдаваемого им предпочтения слабому доллару.
В свою очередь, эксперты в России настроены по данному вопросу не столь оптимистично, полагая, что евро уже взял все, что мог, и никакого яркого будущего у него нет.
"Думаю, что победа Макрона на выборах во Франции уже заложена в котировках пары евро/доллар (если бы у Ле Пен были "тайные" избиратели, как это случилось с Трампом, то о них стало бы известно уже в первом туре), - пояснил корреспонденту "Утра" вице-президент Золотого монетного дома Алексей Вязовский. - Максимум, на что могут рассчитывать инвесторы валютного рынка, так это небольшой скачок в районе 1,1".
При этом эксперт дает понять, что судьбу евро определит не новый президент Франции, а предстоящее заседание ФРС США, на котором будет решаться вопрос дальнейшего повышения процентных ставок в Америке. "Если ФРС сделает паузу в вопросе ужесточения денежно-кредитной политики, то вот именно тогда мы и увидим "перелом для евро", - сказал Вязовский.
И все же говорить о том, что опасность для ЕС и евро миновала, пока преждевременно. Дело в том, что победа "хорошего" Макрона над "плохой" Ле Пен, по сути, пока не означает ничего, даже ухода последней с политической сцены. А вот факт сохранения Макрона у власти по прошествии какого-то времени совсем не очевиден.
"Хотя Макрон и успел поработать министром, он новичок в большой политике, - отметил кандидат исторических наук, эксперт Центра изучения кризисного общества Александр Вершинин. - Еще три года назад о нем во Франции почти никто не знал. Теперь ему, вероятно, придется управлять страной, находящейся в наиболее сложной ситуации за последние 60 лет. Победа Ле Пен во втором туре остается сугубо гипотетической перспективой. Но если она реализуется, то масштабы потрясения превзойдут по своим масштабам все, что Франция переживала после Второй мировой войны".
Таким образом, Пятая республика в лице Макрона рискует получить президента, честность которого компенсируется полным непониманием того, как управлять одряхлевшей великой державой, сохраняющей на редкость скверный характер. С этого момента, собственно, и начинается самое интересное, так как Франция получит в качестве президента второе ухудшенное издание Франсуа Олланда.
"Макрон, ко всему прочему, еще и не будет иметь стабильной опоры в парламенте, а во Франции это важно, несмотря на то что страна является президентско-парламентской республикой, - заявил Вершинин. - Макрон не имеет сколь-нибудь прочной социальной базы. И этому человеку, вероятно, придется предпринимать непопулярные меры, на многие из которых не решился даже Олланд, которому в последние два года вообще было нечего терять. Что в этой ситуации останется от его большинства - вопрос риторический. Не говоря уже о том, что внешнеполитическая платформа Макрона сулит Франции окончательное забвение в качестве мирового центра силы. А это та перспектива, с которой французы до сих пор не могут смириться".
Стоит ли, в случае развития ситуации именно по этому сценарию, бескомпромиссно верить не то что в безоблачное будущее, но и в ожидаемый "перелом" ситуации с евро? Наверное, вряд ли.