Пристрастие к сладкому заложено на генном уровне, но его можно регулировать. В этом убедились ученые из университета Копенгагена (Дания). Проведя опыты на животных и протестировав группу людей, они смогли понять отличия в организме сладкоежек и равнодушных к сахару.
Фото: GLOBAL LOOK press/ Val Thoermer
Многие ли могут удержаться от соблазна и оставить на тарелке кусочек тортика после плотного ужина? Как оказалось, есть люди, у которых тяга к сладкому не зависит от состояния голода. Насытившись основными блюдами, поглощать пирожные, муссы и прочие вкусности они могут тоннами, при этом страдая от тяжести в животе и лишних килограммов во всех местах. Но остановиться не могут, поскольку дело не в силе воли, а в особенностях организма. Как выяснили ученые, неконтролируемой тягой к сладкому управляет мутантная версия гормона аппетита FGF21.
Этот гормон, вырабатываемый клетками печени, заинтересовал исследователей давно. Но раньше считалось, что он лишь помогает организму вовремя менять уровень инсулина. Однако опыты над мышами и обезьянами показали, что не все так просто. "Отключая" ген, ответственный за производство FGF21, ученые наблюдали интересную закономерность: животные набрасывались на сладкое, даже если были сыты. А ввод этого гормона в организм приводил к обратным последствиям - сладости вообще переставали привлекать животных.
И тогда исследователи решили проверить роль FGF21 в жизни людей, у которых, в отличие от животных, сладости давно в меню. Проанализировав данные более 6,5 тысяч добровольцев, они выяснили, что гормон выполняет у них ту же функцию. Более того, мутировав, он превращает человека в страстного сладкоежку, поскольку не подает в мозг сигнал о насыщении, повышении уровня глюкозы и притоке калорий.
Надо отметить, что наличие других мутаций FGF21 связано с влечением к алкоголю и табаку. Сейчас датские ученые, как сообщается в журнале Cell Metabolism, изучают влияние этого гормона на центр удовольствия в мозге и планируют провести масштабную работу с группой добровольцев для подтверждения своих выводов.