В недалеком будущем Донбассу угрожает техногенная катастрофа, которая по своим последствиям может оказаться разрушительнее, нежели авария на Чернобыльской АЭС. По мнению целого ряда экспертов, индустриальный регион еще со времен Российской Империи, а ныне воюющий с официальным Киевом шахтерский край скоро превратится в 15 тыс. кв километров соленых болот, с разрушенными трубопроводами, шоссейными и железными дорогами, невозможностью капитального строительства и почти полным отсутствием собственных источников питьевой воды.
Работа шахты "Трудовская" в Донецке. Валерий Шарифулин/ ТАСС
Как пишет в среду, 3 мая, "Газета.ру", процесс упадка будет сопровождаться десятками локальных гидроударов, эквивалентных землетрясениям в 3–4 балла, за которыми последуют разрушения коммуникаций и строений. При этом существуют серьезные риски и для юга России с центром в Ростове-на-Дону и общего с Украиной Азовского моря.
А всему виной продолжающаяся с конца весны 2014 г. война в Донбассе, в ходе которой из-за боевых действий бесконтрольно останавливаются шахты. В последние годы, отмечает издание, водоотливы на выработках сильно сократились, что привело к подъему шахтных вод и затоплению нижних горных горизонтов. Эта "грязная" вода с большим количеством солей уже в настоящее время делает непригодными для питья большинство резервных источников воды в регионе, также она поступает в Северский Донец.
Необходимо отметить, что воду данной реки в РФ не используют как питьевую, однако она идет на полив.
По данным ученых из Киева, Донецка и Москвы, работающих совместно под эгидой швейцарского фонда "Гуманитарный диалог", в ускорении катастрофического сценария особую роль может сыграть торговая, транспортная и энергетическая блокада ДНР и ЛНР, устроенная украинскими властями, которая влечет за собой стремительное закрытие частных шахт, которые потеряли рынок сбыта.
В Донбассе с начала XIX века на 600 угольных рудниках было прорыто до 1 тыс шахтных стволов. Перед началом вооруженного конфликта функционировали около 250 шахт. Сейчас уголь добывается примерно на 130, две трети из которых находятся на территории народных республик. Также до войны в регионе действовали, по данным известного украинского гидрогеолога, доктора технических наук, ныне главного научного сотрудника Института телекоммуникаций и глобального информационного пространства НАН Украины Евгения Яковлева, примерно 2 тыс. нелегальных шахт-"копанок".
Так вот насчет водоотлива, который является важным процессом в работе рудника. Если воду не откачивать, не очищать и не сливать в реки, то отработанные шахтные пласты затапливаются, теряют прочность и со временем оседают, выталкивая "жесткую" воду вверх с огромной силой, вызывающей "землетрясения".
Также необходимо регулярно заниматься мониторингом выработанных пластов. Скажем, под тремя центральными районами Донецка остались три большие пустоты, на которых "живут" целые многоквартирные комплексы, а также исторические и культурные центры горняцкого края. Мало этого, старые и новые отработанные шахтные поля Донбасса еще и связаны друг с другом. Горняки донецкой шахты имени Засядько, например, рассказывали, что по выработкам их рудника можно пройти в тыл позиций силовиков ВСУ на шахте Бутовка.
Часть шахт в Донбассе обесточены с начала боев, а значит, водоотлив там не производится уже больше 2 лет.
Но и это все мизерные ожидаемые катаклизмы. Вот в 1979 г. в Енакиево на шахте имени Юных Коммунаров ("ЮнКом") в целях ее дегазации был произведен атомный взрыв, по мощности сопоставимый с хиросимским. Особых результатов он не дал (физики посчитали, что нужно 150 таких), однако на месте взрыва образовалась капсула диаметром 29 метров, заполненная водой с цезием и стронцием. И вот там ныне воюют, это вам не 1941 год.
А в соседней с Енакиево Горловке находится Никитовский ртутный комбинат, закрытая шахта которого, по некоторым сведениям, уже подтапливается, отмечает издание. Здесь же помимо промышленной площадки химического концерна "Стирол" есть закрытый казенный завод, производивший, предположительно, взрывчатку. На его территории остались хранилища химических отходов.
"Сейчас по телефону я собрал сведения, что водоотлив в регионе 400–450 млн куб в год. Это половина от довоенного. Значит, при сохранении военных действий и водоотлива на этом уровне в течение десяти лет регион будет ликвидирован полностью", - заявил Яковлев.
Он убежден, что уже сейчас из Донбасса необходимо "грамотно отступать", чтобы сохранить жизни людей и частично уберечь край.
Сегодня же замкомандующего оперативным командованием ДНР Эдуард Басурин подтвердил слова украинского ученого.
"Донбасс всегда был экологически сложным регионом. Здесь сосредоточено очень большое количество предприятий. Для очищения воды применяются различные химические вещества. Если обстрелы этих объектов продолжатся, это может привести к такой катастрофе, в сравнении с которой Чернобыль покажется сказкой", - сообщил он на пресс-конференции.