В ближайшее время в России могут аннулировать около тысячи летных свидетельств. Из-за этого на рынке возникнет колоссальный дефицит летного состава. Пилоты и работники авиационной отрасли бьют тревогу. Они написали коллективную жалобу в Международную организацию гражданской авиации (ICAO).
Фото: Станислав Красильников/ ТАСС
В петиции отмечается, что Росавиация, "зачастую не объясняя причин или по-разному трактуя законы", уже признала недействительными свидетельства сотен авиационных специалистов, полученные в соответствии с законодательством. Еще тысячу пилотских свидетельств могут аннулировать в ближайшие дни. Речь идет о документах об образовании, выданных негосударственными авиационными учебными центрами (АУЦ), сообщает "КоммерсантЪ".
Центральный аппарат Росавиации уже разослал по региональным подразделениям информацию о том, что "даже если пилоты имеют высшее профессиональное образование, но проходили первоначальную летную подготовку в АУЦ, а не в государственном учебном заведении, то их свидетельства будут изыматься, а новые не выдаваться". Их высшее образование будет считаться нелегитимным. Просьбы об аннулировании дипломов о переподготовке летчиков в АУЦ уже отправлены в Рособрнадзор.
Возмущение авторов послания вызвано тем, что частные учебные центры создавались с разрешения самой Росавиации, они получали все необходимые сертификаты, а программы подготовки одобрялись чиновниками. Получение свидетельств частных и коммерческих пилотов после обучения в частных АУЦ полностью соответствовало требованиям, предъявляемым Федеральными авиационными правилами и положениям ICAO. Однако теперь эти учреждения признаются незаконными.
В перспективе действия ведомства могут затронуть несколько тысяч специалистов, в том числе бывших военных пилотов, штурманов и бортинженеров, а также частных пилотов, прошедших необходимую переподготовку для обслуживания коммерческих рейсов. Без работы может остаться минимум четверть всех российских пилотов.
В сложившихся обстоятельствах подписанты просят у ICAO "прекратить произвол со стороны Росавиации в отношении авиационных специалистов и учебных центров". Организации следует провести независимый аудит российских законов в сфере авиации, проверить, как организовано обучение в государственных центрах, и обязать Росавиацию вернуть отозванные летные свидетельства, говорят авторы петиции.
В авиационном ведомстве настаивают на собственной правоте. Суды, в которые уже поступали иски против аннулирования свидетельств, "подтвердили правомерность и законность действий", сообщил представитель Росавиации. По его словам, в выданных документах была сфальсифицирована информация о налете, подделаны медицинские справки. Основные нарушения связаны с тем, что утвержденная программа не внесена в приложение к сертификату АУЦ или не осваивается в полном объеме.
"Зачистка" образовательного поля от сомнительных учебных центров направлена на повышение безопасности полетов, пояснили в Росавиации. Пилоты отвечают на это, что ведомство "проводит карательную политику", пытаясь прикрыть собственные упущения, которые приводили к тому, что некоторым летчикам необоснованно выдавали летные сертификаты. Это, в частности, стало причиной авиакатастрофы в Казани в 2013 году.
В ICAO не захотели вмешиваться в конфликтную ситуацию. Пресс-секретарь организации Энтони Филбин заявил, что "национальные или корпоративные трудовые вопросы в области воздушного транспорта должны решать соответствующие местные учреждения, компании и организации".
Эксперты говорят, что в ближайшие годы на российском рынке и так возникнет дефицит пилотов. В мировой практике потребности гражданской авиации в пилотах удовлетворяются за счет комбинации частного и государственного образования. А потому лишать лицензий все подряд частные АУЦ - опрометчивый шаг.