Воздушное приветствие РФ не понравилось американцам

Читать в полной версии →
Все чаще и чаще Россия и США сообщают о перехвате самолетов друг друга. Несмотря на штатные ситуации, тревожный звоночек прозвучал. Рано или поздно, ружье может выстрелить

Российский истребитель Су-30 перехватил американский самолет-разведчик Poseidon P8 в небе над Черным морем 9 мая. Эту информацию в пятницу подтвердили в Минобороны России, после того как об инциденте сообщили все мировые СМИ. В ведомстве подчеркнули, что Су-30 выполнил маневр "приветствия" американских пилотов. "Посейдон" убрался восвояси, а истребитель благополучно вернулся на базу. Ранее командование ВМС США заявило, что российский самолет пролетел всего в 6 метрах от P8. При этом американцы признали, что действия пилота Су-30 были профессиональны и безопасны. Да и вообще, якобы это был не перехват, а обычная "рутинная операция". Как и сопровождение "Русских медведей" Ту-95 у берегов Аляски американскими хищниками F-22 четвертого мая.

Су-30. Фото: Komsomolskaya Pravda/ Global Look

Получается, встретились, пообщались, да и разлетелись. Но в последнее время на перехватах часто стали акцентировать внимание американские и российские СМИ - с тех отношения двух стран испортились после событий на Украине. А также в ходе сирийского конфликта. 14 марта 2014 года, за два дня до референдума о статусе Крыма, российские ПВО перехватили американский беспилотник MQ-5B, входящий в 66-ю бригаду военной разведки. С помощью комплекса радиоэлектронной борьбы удалось разорвать связь дрона с оператором, и он просто упал на землю. Позже американские беспилоники стали частыми гостями в небе Крыма и Донбасса. Их видели в и 2015-м, и несколько раз в 2016-м.

Наконец, в феврале этого года в небе над Донбассом был замечен 14-тонный беспилотник-разведчик RQ-4A Global Hawk. БПЛА вошел в пространство Украины со стороны Румынии и выполнял разведывательный полет, в том числе, вблизи российской границы. 

В сирийском небе ситуация еще сложнее. Ведь в нем не только беспилотники, но и боевые истребители и бомбардировщики. К счастью, Москва и Вашингтон подписали меморандум о предотвращении возможных инцидентов в сирийском небе. Но теоретически, все может быть.

Пилоты обоих стран хорошо помнят о тех временах, когда беспилотников не было. А встречаясь в небе, советские и американские самолеты нередко вступали в воздушный бой. И счет открыл знаменитый советский ас Иван Кожедуб еще в апреле 45-го. Когда летчика по ошибке над Берлином атаковали два американских Ф-51 "Мустанг", он не задумываясь их сбил. По легенде, комдив Евгений Савицкий после просмотра фотоочета инцидента сказал: эта победа в счет будущей войны. И частично маршал авиации оказался прав. В 1950-м году началась Корейская война, в которой СССР поддерживал социалистический Пхеньян, а США - Сеул. С тех пор и началась история российско-американских перехватов.

"Боинг P-8 "Посейдон". Фото: Wikipedia

6 ноября 1951 года "дедушка" "Посейдона" P2 Neptune вылетел с японской авиабазы Ацуги и был сбит истребителями МиГ-15 над заливом Петра Великого в районе Владивостока. ВМС США объявили, что самолет занимался разведкой погоды в интересах командования ООН. Но по сообщениям советских пилотов, "воинственный разведчик" при приближении открыл по ним огонь. Полным ходом шла Корейская война, в которой СССР поддерживал Пхеньян, а США - Сеул.

13 июня 1952 года разведывательный RB-29 "Суперкрепость" (созданный на базе тяжелого бомбардировщика B-29) опять же был уничтожен советскими МиГами, только уже над Японским морем.

А 29 июля 1953 года МиГ-17 сбили еще одну "Суперкрепость" в районе острова Аскольда над Японским морем. По одной из версий, таким образом советские летчики отомстили за сбитый двумя днями ранее военно-транспортный самолет над территорией Китая.

В течение 50-х СССР и США в год сбивали по несколько самолетов друг у друга. В то числе, и над Черным морем. Так, 24 декабря 1957 года советские истребители уничтожили в этом районе разведывательный RB-57. А 2 сентября следующего года американский разведчик С-130 "Геркулес" был сбит МиГами-17 над Арменией, так и не вернувшись на авиабазу в Турции.

Фото: Wikipedia

Ситуация кардинально поменялась, после того как американцы создали высотный U-2. Несколько лет его не могли перехватить ни советские самолеты, ни системы ПВО. Пока 1 мая 1960 года пилотируемый Фрэнсисом Пауэрсом U-2 не был сбит из советского зенитно-ракетного комплекса С-75. Но это был единичный случай. U2 продолжал безнаказанно летать на недосягаемых для советских самолетов высотах, пока в 1970 году у СССР не появился перехватчик Миг-25, способный подниматься выше американского разведчика. После этого U2 практически перестал "парить" над СССР, а ему на замену пришел сверхскоростной SR-71.

Этим двум самолетам так и не было суждено встретиться в небе. SR-71 никто не мог достать на высоте почти 26000 метров, в том числе МиГ-25. Но и советский перехватчик не знал конкурентов на своих высотах. И успешно уходил от ракет израильских ПВО и истребителей "Фантомов" во время арабо-израильской войны.

Начиная со второй половины 70-х столкновения американских и советских самолетов постепенно сошли на нет. А после развала Советского союза подобные инциденты и вовсе стали историей. Но за последние несколько лет война в Сирии и ухудшение российско-американских отношений вдруг напомнили о тех временах, когда советские и американские летчики воевали в небе друг с другом.

Андрей ШЕРЫХАНОВ |
Выбор читателей