Если брать количественные показатели, то винтокрылый флот французской армии выглядит очень даже солидно: около 300 боевых машин и 150 многоцелевых, из которых подавляющее большинство отечественного производства. Быть бы ему предметом национальной гордости, если бы не депутат Национального собрания Франсуа Корню-Жентий. Он возьми и запроси у родного Министерства обороны сведения о реальной боеготовности армейских вертолетов. Ответ превзошел самые скептические ожидания. Оказалось, что, случись завтра война, на защиту рубежей Французской Республики сможет вылететь меньше половины всего вертолетного парка. А из состава новейших вертолетов "Тигр" готова к бою только четверть.
Фото: Wikipedia
Это нонсенс: возраст "тигров" не превышает 5 лет, и на их техническое обслуживание тратятся совсем не маленькие деньги - почти €99 млн в год. Министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан, предвосхищая скандал, пообещал довести количество боеспособных "тигров" до 50 %. Однако 17 мая он сдал дела своей преемнице из вновь сформированного после президентских выборов кабинета министров - Сильви Гулар. Будет ли она выполнять обещания своего предшественника - еще вопрос.
Что для общественности стало открытием, то для армии - секрет Полишинеля. Разнообразие армейского вертолетного парка, которое должно было бы стать преимуществом, на деле обернулось проблемами с техническим обслуживанием по причине нехватки квалифицированного персонала для всех моделей винтокрылых аппаратов. Одних названий вертолетов - целый зоопарк. Помимо "тигров", есть "газели", "феньки", "каракалы", "дельфины", "пумы" в различных модификациях.
"Пумы", служившие в армии основными "транспортниками", давно устарели морально и физически. Их средний возраст уже превысил 35 лет. "Пум" стали было заменять на более современные "кайманы" (NH-90) франко-германского производства. Среди их преимуществ - новейшая электронная начинка, позволяющая вертолету возвращаться на базу без помощи пилота. Да вот беда: "кайманы", вопреки своему названию, боятся влаги. Их корпуса оказались неустойчивыми к коррозии. Это совсем никуда не годится, ведь их собирались использовать и в качестве палубной авиации на кораблях военно-морского флота. Сейчас из поставленных в армию 18 "кайманов" лишь 45% готовы к работе, остальные стоят и ржавеют. Удивительная расточительность, учитывая то, что каждый такой вертолет стоит по €40 миллионов. До 2020 г. планировалось произвести и поставить французской армии 98 "кайманов". Но если качество их изготовления не изменится, военные вряд ли обрадуются таким поставкам. Как бы то ни было, производитель NH-90 - Airbus Helicopters - и в ус не дует, чтобы хоть как-то изменить сплав для фюзеляжа и фонаря кабины, металл которых чаще всего окисляется.
Между тем ждать устранения недостатков "кайманов", летая на "пумах", уже не получится. По данным на конец 2016 г., меньше 10% этих вертолетов способны выполнять задачи, для которых они созданы.
Конечно, усилия по возвращению в строй вертолетов предпринимаются и даже дают плоды. Но темпы роста доступности вертолетов выглядят ничтожными по сравнению со скоростью их выхода из строя. Судите сами. Доступность "тигров" за последний год выросла всего на 4%, а "газелей" - на 3%. В то же время из рядов "пум" ежегодно начиная с 2011-го выбывало почти по 8% машин.
Не надо заканчивать военных академий, чтобы понимать: армия со слабым вертолетным флотом не может быть достаточно эффективной в условиях современной войны. На вертолеты возлагается большое количество важных задач, в том числе разведка, огневая поддержка с воздуха бронетанковых соединений, десантирование войск в тыл противника и другие.
Решение проблемы вертолетного флота пока не найдено. Среди вариантов - предложенное еще несколько лет назад объединение всех вертолетных соединений - армейской авиации, ВМФ и жандармерии - под началом объединенного вертолетного командования вооруженных сил, что поможет решать технические проблемы сообща.
С другой стороны, будет увеличено финансирование. В начале 2017-го президент Франсуа Олланд анонсировал рост военного бюджета страны до 2% от ВВП. Объясняя необходимость этой меры, он сослался на слова начальника Главного штаба французской армии генерала Пьера де Вилье, который сказал, что в случае отказа от увеличения финансирования армия может оказаться не в состоянии выполнять поставленные перед ней задачи.