Дутерте припал к груди Путина

Читать в полной версии →
Выстраивая новые отношения с Пекином или Москвой, многие страны стремятся лишь вызвать ревность Вашингтона, чтобы выторговать для себя лучшие условия. Возможно, Манила еще вернется под американское крыло

Когда вчера террористы "Исламского государства*" (ИГ*, запрещенного в России) напали на остров Минданао и чуть ли не захватили город Марави, стало понятно, что визит представительной филиппинской делегации в Россию закончился. Владимир Путин пошел навстречу гостю и срочно вернулся из Краснодара в Москву. Переговоры двух лидеров начались поздним вечером с соболезнований российского президента коллеге и завершились в 02:00.

Родриго Дутерте и Владимир Путин. Фото: сайт президента России

Что и говорить, причина более чем уважительная. Появилась даже конспирологическая версия - дескать, теракты исламистов были инспирированы извне, чтобы помешать укреплению российско-филиппинских отношений. Так оно было или нет, пока уверенно сказать трудно, однако атака на Марави, административный центр Южного Ланао, выбрана неслучайно: провинция входит в Автономный регион в Мусульманском Минданао, где живут 5% филиппинского населения, исповедующего ислам. Несколько веков назад Минданао был независимой страной, которой правили султаны. И 16 знатных семей до сих пор неофициально сохраняют свою власть, которую Манила, естественно, не признает.

Практически все остальные жители Филиппин - христиане-католики. Неудивительно, что между разными религиями то и дело высекаются искры, даже несмотря на то, что мусульмане живут более-менее компактно, на отдельном острове.

Как это обычно и бывает, далеко не все они присягнули на верность ИГИЛ. Однако сравнительно небольшой кучки экстремистов достаточно, чтобы держать в страхе более умеренных единоверцев и бросить вызов столице. "Подразделения ИГИЛ* заняли провинцию, и по-прежнему сейчас идут столкновения, боевые действия. Мне, к сожалению, нужно вылететь туда и быть там", - вкратце описал Владимиру Путину обстановку на родине Родриго Дутерте.

Многие обратили внимание, что он был сосредоточен и серьезен. Что объяснимо: на Минданао объявлено военное положение, которое, по оценкам местных политиков, может затянуться на год. Одна из главных целей визита - договориться о поставках российского оружия для борьбы с террористами. В США, как и вообще в странах Запада, Дутерте покупать больше ничего не хочет. Он вообще вроде бы побил горшки с Европой и Америкой и переориентировался на Китай и Россию.

Но так ли это на самом деле?

Эпатажный филиппинский президент никогда не лез в карман за словом. Ни когда оскорблял Барака Обаму, требуя к себе уважения, ни когда рассыпался в комплиментах Владимиру Путину. Но именно его эксцентричность, помноженная на демонстративную смену векторов развития страны, вызывает подозрение, что так же быстро он может вернуть Филиппины на прежние рельсы.

По понятным причинам Дутерте вызывает у нас симпатии - мы любим решительных глав государств, бросивших вызов нахальному всемирному гегемону с его двойными стандартами. Президент, объявивший тотальную войну наркоторговле, а значит, ежедневно рискующий собственной жизнью во имя будущего процветания родины, бесспорно, достоин поддержки, а не осуждения. Даже несмотря на жертвы среди мирного населения, что, к сожалению, случается во время боевых действий. И мы его мысленно поддерживаем, хотя где-то в глубине души понимаем, что приказ уничтожать наркокурьеров без суда и следствия рано или поздно приведет, а может быть, уже приводит к полицейскому произволу.

В конце концов, нынешние азиатские светочи демократии вроде Сингапура или Южной Кореи тоже начинали с жесткой диктатуры. Вполне возможно, Родриго Дутерте примерил роль диктатора, взяв на вооружение опыт соседей именно для того, чтобы очистить страну от преступности, превратить Филиппины в цепь райских островов в океане. Для прекрасного будущего все средства хороши.

Сегодня он вступил на тропу войны с исламскими террористами и вызывает у нас еще больше сочувствия. Схожие проблемы испытываем и мы сами.

И все же не стоит забывать, что Филиппины, как и многие другие страны, часто укрепляют связи с Россией и Китаем, чтобы вызвать ревность США и выторговать для себя условия получше. Дутерте, например, не скрывает, что территориальные споры с Поднебесной отложил до лучших времен - он считает, что сегодня целесообразно налаживать с экономически мощным соседом торгово-экономическое сотрудничество. "Мы поговорим об островах не сейчас, позднее. Потому что сейчас все стараются урвать кусочек собственности, но нужно успокоиться. Когда придет время, переговоры возобновятся", - пообещал президент Филиппин.

То есть на поводу у Вашингтона, постоянно инициирующего напряжение вокруг Южно-Китайского моря, Манила не идет. Как, впрочем, и остальные столицы региона.

Однако все может измениться, стоит Дональду Трампу отнестись к филиппинским проблемам с пониманием, поддержать хотя бы на словах усилия Родриго Дутерте по наведению порядка в своей стране. Судя по всему, филиппинец любит, когда его страну и его лично уважают сильные мира сего. Поэтому не стоит рассчитывать на долгосрочное политическое взаимодействие и считать Дутерте своим парнем только лишь потому, что он несколько раз достойно ответил на выпады американского президента. У него есть своя держава, для него важно, чтобы соблюдались ее интересы.

Но нам и не нужен военный союз с Филиппинами — он лишь вызовет напряжение в отношениях с Китаем и США. России выгодно наращивать торговый оборот с этой страной, как и с другими странам АСЕАН, не более. Пока он оставляет желать лучшего - в прошлом году наш экспорт составил $150 млн долларов, а импорт - $300 миллионов. Товарооборот уменьшился на четверть. Представительная делегация, которую привез в Москву филиппинский президент, должна была начать переговоры не только о покупке оружия, вертолетов, самолетов, что само по себе неплохо, но и о сотрудничестве в энергетике и нефтедобыче.

Пока переговоры прекращены по объективным причинам. Однако маловероятно, что борьба с террором или наркоторговлей помешает развитию российско-филиппинских торгово-экономических связей. Для нас они сегодня куда важнее политических альянсов.

* Организация запрещена на территории РФ

Павел ШИПИЛИН |
Выбор читателей