Новость о том, что два главных "истребительных" концерна МиГ и "Сухой" летом могут объединить в один дивизион, взбудоражила авиационные круги. Подобные процессы нередко проходят болезненно: набираются новые команды, увольняют часть сотрудников. А здесь - две легендарные компании, конкурирующие друг с другом с 40-х гг. прошлого века. Два столпа советской и российской военной авиации.
МиГ-29К. Фото: ru.wikipedia.org
Как сообщило информационное агентство RNS со ссылкой на источник в авиастроительной отрасли, уже созданы рабочие группы, которые готовят рекомендации по оптимизации компаний при создании единого дивизиона и снижению издержек. Процесс слияния двух фирм, входящих в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК), может занять несколько лет.
Стоит отметить, что вице-президентом ОАК с февраля этого года является Игорь Озар, который совмещает это с должностью гендиректора "Сухого". А летом прошлого года корпорацию имени Микояна возглавил Илья Тарасенко, ранее руководивший "Гражданскими самолетами Сухого". Таким образом, на уровне менеджмента компании уже давно тесно переплелись друг с другом.
И в этом нет ничего удивительного - более 81% акций авиастроительной компании принадлежит ОАК. А МиГа - вообще все 100%. Получается, что у корпорации есть все рычаги, чтобы объединить извечных конкурентов.
Другой вопрос, пострадают ли от этой авиационной реформы конструкторские бюро МиГа и "Сухого"? Глава ОАК, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров уже прокомментировал возможное объединение. По его словам, две школы сохранятся, а какое юридическое лицо с чем сливается - это формальный вопрос экономического толка, который направлен на оптимизацию расходов. "Намоленные бренды МиГ и "Сухой" при этом должны сохраниться", - успокоил министр.
По мнению летчика-испытателя, Героя России Магомеда Толбоева, работавшего как с самолетами "Сухого", так и Микояна, это в первую очередь вопрос менеджмента, а конструкторов и летчиков это вряд ли коснется.
"Раньше были разные классы, разные госзаказы Министерства обороны, теперь идет объединение. На Западе то же самое происходит. (Видимо, Толбоев имеет в виду крупнейшее в мире предприятие ВПК Lockheed Martin (США), которое производит самый широкий спектр военной продукции - от боеприпасов до истребителей и спутников). Думаю, все будет нормально, процесс разрушения военной авиации закончился, - считает известный летчик. - А что касается кадров, то они и так уже давно все поменялись. "Работают молодые успешные менеджеры, из "старой гвардии" в живых остался только Генрих Васильевич Новожилов" (бывший генеральный конструктор КБ Ильюшина).
Оптимизация расходов авиационных предприятий мало чем отличается от аналогичного процесса в других промышленных компаниях. Объединение может снизить издержки двух концернов.
В рамках программы перевооружения до 2020 г. на армию сейчас выделяются немалые средства. Поэтому управленцам может быть поставлена задача сделать производство самолетов максимально эффективным и низкозатратным. А спрашивать будут, понятное дело, за результат.
Кроме того, при объединении двух компаний становится намного проще контролировать взаимодействие с импортерами. Вместо двух - одна цепочка, согласований меньше, и, как результат, более оперативная работа.
В прошлом году индийские эксперты раскритиковали корабельный МиГ-29К, которые Москва поставила Дели для авианосца "Викрамадитья". По данным доклада Comptroller and Auditor General, у самолетов проблемы с двигателями, планером и системой дистанционного управления рулями. А произошло это, по мнению индийских аналитиков, не из-за огрехов конструкторов, а из-за низкого контроля качества и сервисного обслуживания российской оборонной промышленности.
Впрочем, по мнению российских военных экспертов, самолеты МиГ-29К создавались для ВМС Индии на базе "двадцать девятого", но по сути с нуля. И, несмотря на это, были отправлены заказчику без каких-либо серьезных замечаний. Эти же машины сейчас используются российскими летчиками на "Адмирале Кузнецове". Конечно, могут быть издержки, но они неизбежны при создании новой машины. А претензии аналитиков могут быть результатом политических игр внутри страны или способом сбить цены на запчасти к новым самолетам. Мол, у нас все ваше ломается, продайте подешевле.
Су-30МКИ. Фото: ru.wikipedia.org/ Vitaly V. Kuzmin
То же самое можно сказать и о Су-30МКИ, которые также строились для индийских ВВС. В конце 1990-х годов на истребители установили новые двигатели и электронику, а затем дорабатывали машину в процессе испытаний. И вот в конце 2015 г. индийцы опубликовали похожий доклад, в котором заявили, что на Су-30МКИ ломаются электрическая система дистанционного управления полетом и приемник предупреждения о радиолокационном обнаружении. Причем главная причина поломок - нехватка деталей, которые производятся на российских заводах. При этом индийцы не собираются отказываться от российских истребителей, так как все равно считают их лучшими на рынке.
Тем не менее некоторые эксперты все-таки отмечают минусы при объединении двух концернов. Так, по мнению заместителя директора Института политического и военного анализа Александра Храмчихина, отсутствие конкуренции скажется не лучшем образом на военном авиапроме. Двум компаниям уже не придется бороться за госзаказы. И судя по всему, МиГ окончательно проиграет "Сухому".
Серийное производство машин Микояна могут прекратить после выполнения планового заказа Минобороны на МиГ-35 (30 самолетов), а также поставок 46 истребителей МиГ-29М/М2 Египту. В Минобороны могут сконцентрироваться лишь на перспективном ПАК ФА пятого поколения, которые производятся компанией "Сухого". И тогда программу "тридцать пятых" могут значительно урезать: два дорогих самолета страна может просто не потянуть.