Еще во время предвыборной гонки Трамп поднял на щит лозунг усилить Вооруженные силы США. Свою приверженность этому воззванию он неоднократно выражал и в статусе президента. К примеру, пообещал он в феврале увеличить военные расходы на 10% - и в проекте бюджета, который президентская команда представила 23 мая в Конгресс, эта прибавка действительно появилась.
Фото: wikipedia.org
Но недавняя инициатива Пентагона совсем не укладывается в понимание того курса, который обозначил Трамп. Военное ведомство собралось сэкономить, и не на чем-нибудь, а на одном из главных символов американского доминирования в мире - военных базах. Специальная комиссия уже подготовила на утверждение Конгресса список объектов, которые должны свернуть свою работу до 2021 года. Вряд ли такое решение обошлось без одобрения действующего президента.
Надо оговориться, что комиссия эта возникла не вчера, она действует еще с конца прошлого века. В США ее называют Base Realignment and Closure (BRAC) Commission, а по-русски это название звучало бы как Комиссия по реорганизации и закрытию баз. BRAC создали на излете холодной войны, чтобы в период спада напряженности ликвидировать избыточные военные базы и тем самым сократить ненужные расходы. Данная комиссия обосновала 5 крупных раундов по сокращению баз, которые состоялись в 1988, 1991,1993, 1995 и 2005 годах. Сейчас Пентагон собирается запустить новый раунд. Для американцев такое решение выглядит неожиданным, если не сказать парадоксальным, на фоне заявлений многих политиков и экспертов о том, что отношения США и России очень близки к состоянию холодной войны.
Немало конгрессменов, включая соратников Трампа по республиканской партии, оказались разочарованы. Влиятельный сенатор-республиканец из Южной Каролины Линдси Грэм прямо заявил, что BRAC - это последнее, в чем нуждаются сейчас вооруженные силы страны.
Тем не менее американское военное ведомство убеждено, что около 20% баз и их инфраструктуры являются избыточными. Сейчас у США более 600 военных баз как на своей территории, так и в разных уголках мира. То есть как минимум 120 из них будут сокращены полностью или частично. Какие конкретно - решает BRAC. Конгрессмены негодуют: они никак не могут повлиять на выбор идущих под сокращение баз, им придется голосовать либо за, либо против уже подготовленного комиссией списка. Они прекрасно понимают, какое негодование поднимется среди избирателей, чья работа и доходы тесно связаны с теми базами, которые планируется закрыть. Этих людей вряд ли успокоишь доводами о бюджетной экономии.
Возможно, поэтому в Конгрессе республиканцы и демократы достигли удивительного единодушия по отношению к BRAC. В прошлом году они отвергли 22%-е сокращения баз, в этом готовятся дать отпор 20%-му. Глава комитета Сената по вооруженным силам Джон Маккейн заявил, что гораздо больше заинтересован в увеличении расходов на армию, чем в их сокращении. К тому же, по его справедливому замечанию, прежде чем получить экономию от закрытия баз, придется понести существенные издержки на организацию этого процесса.
Чем может ответить Комиссия по реорганизации и закрытию баз? По ее подсчетам, все предыдущие раунды сокращений баз ежегодно дают $12 млрд экономии. А после реализации планируемого раунда бюджет будет сберегать сверх того еще $2 миллиарда. Итого 14. Сенатор Маккейн заявил, что это на $30 млрд меньше, чем требуется для текущего обновления армии, включая покупку новых вооружений.
Добирать эту разницу придется, сокращая уже не базы, а необоронные статьи государственного бюджета. Трамп планирует отобрать часть финансирования у международных организаций и гуманитарных программ. Кроме того, в упоминавшемся проекте бюджета существенно урезаны затраты на безвозмездную военную помощь США другим странам. Впрочем, трамповскому проекту бюджета предрекают непростую судьбу в Конгрессе. Немного шансов получить одобрение законодателей и у предложения по закрытию военных баз. Во всяком случае, представители демократического крыла Конгресса заявили, что не допустят BRAC в нынешнем бюджетном году.
Но отношение законодателей к BRAC может измениться, если увязать новый раунд закрытия баз с военной стратегией, которую сейчас разрабатывает министр обороны Джеймс Маттис. Такой совет дает Пентагону оборонный аналитик Центра стратегических и бюджетных оценок Кэтрин Блэкли. Главное, по ее мнению, доказать полезность этой меры даже в условиях курса на усиление вооруженных сил.
Конечно, было бы странно, если Пентагон, инициировавший закрытие баз, действовал себе во вред. Эта мера не имеет ничего общего с демилитаризацией, как бы того ни хотелось сторонникам разрядки. Сэкономленные деньги попросту отправятся в другой военный карман. Тем не менее пока интрига сохраняется: допустит ли Конгресс новый BRAC или нет.