Анализируя ситуацию в зоне Персидского залива, многие аналитики склоняются к тому, что Катар просто "бросили под поезд".
Фото: Sean Gallup/ Gettyimages.ru
"Исламское" квазигосударство, как утверждают эксперты, возможно, доживает последние дни - скорее всего, этот проект закроют. Его адепты разбегутся, но потребуется козел отпущения, некто, кого можно будет назначить ответственным за ИГ. Вопрос - кого? Саудитам, Эмиратам, США это не по чину, а Катар подходит по всем статьям, будучи самой удачной кандидатурой для того, чтобы "оттянуться" на ней, попутно превратив в саудовский протекторат.
К тому же саудитам необходима и серьезная внутренняя самореабилитация, и реабилитация в глазах мирового сообщества. Они завязли в Йемене, эту операцию все оценивают как крайне неудачную. Возникают вопросы и к эффективности работы саудовской системы в целом. Им нужен реванш, каковым может стать Катар. Кроме того, поскольку Доха долго заигрывала с персами (и вообще с шиитами), формальный повод для "предъяв" имеется. Удачная реализация плана по "разгрому" Катара стала бы и ударом по Тегерану, и большим плюсом в саудовскую копилку антииранской борьбы.
Другое дело, что резкость и быстрота всего произошедшего для многих оказалась неожиданной, хотя недовольство катарской позицией имело старые корни. Не только Эр-Рияд возмущался амбициями Катара, возомнившего себя "слоном" в саудовской "заливной миске" и пытавшегося играть по своим правилам, поэтому Катар давно хотели поставить на место. Сырьевая борьба между монархиями тоже присутствует, многих сейчас, в связи с катарским кризисом, интересует и шарахание нефтяных цен.
Но основной вопрос в том, что в последнее время Катар начал искать возможности консенсуса с официальным Дамаском и Багдадом на сирийской и иракской почве. По массе маркеров (переговоров, консультаций и т.п.) было видно, что Доха хотела "соскочить" с финансирования группировок, воюющих с официальными властями. В Эр-Рияде все это могло вызвать исключительно негативную реакцию - ведь до этого Катар вкладывал в оппозицию серьезные финансы. Если бы Катар соскочил с финансирования, это бремя легло бы на саудитов, у которых и без того хватает проблем.
Таким образом, Катар бьют еще и за непозволительные сепаратные переговоры со сторонами, которые могли бы воспользоваться паузой в финансировании оппозиции, считают эксперты.
Может ли кризис перетечь в военно-политическую плоскость, тоже пока не ясно. Казалось бы, Эр-Рияду хватает и Йемена, чтобы открывать еще один фронт, но сейчас однозначных прогнозов уже никто не дает.
Сдерживающая роль американцев также выглядит уже несколько двойственно. С одной стороны, проект "Ближневосточного НАТО" претендовал именно на эту роль. С другой, по факту получается, что серьезный внутрирегиональный конфликт разразился именно после майского ближневосточного турне Трампа и был этим визитом инициирован.
Выглядит все так, будто на недавней арабо-исламо-американской "планерке" с участием Трампа Катар решено было назначить крайним, но и эта версия некоторым кажется сомнительной. Не исключено, что ситуацию обостряют антитрамписты, хотя заявления самого "виновника торжества", казалось бы, расставляют очки над i. Президент США связал бойкот Катара со своим недавним визитом на Ближний Восток, назвав давление на Катар "началом конца ужасов терроризма". "Приятно видеть, что визит в Саудовскую Аравию и встреча с королем и представителями еще 50 государств уже дает свои плоды. Они заявили, что займут твердую позицию в отношении финансирования экстремизма, и все указывали на Катар. Возможно, это станет началом конца ужасов терроризма", - поделился Трамп в своем Twitter.
Турки де-факто заняли прокатарскую и проиранскую позицию, обещая приложить все усилия для выхода из кризиса, и это не случайно. Тут возможно широкое поле для взаимных договоренностей и по курдам, и по Сирии, и по Ираку, полагают эксперты. Можно строить самые разнообразные схемы, чем персы могли бы заинтересовать османов, и наоборот, но так или иначе изначально мирный и спокойный тон Турции по отношению к кризису вокруг Катара (в то время как прочие региональные игроки без раздумий заняли антикатарскую позицию) наводит на определенные размышления.
России в эту "свалку" лезть не стоит, полагают аналитики, - лучше подождать, пока уляжется пыль. Тем более что пока до конца не ясно, благодаря кому именно Катар попал под раздачу. Все-таки однозначная причастность американцев - вопрос спорный: в Госдепе сейчас физически нет людей, способных создавать стратегические концепции по отношению к ближневосточному кризису. Но если новая американская администрация вряд ли осилила бы подобного уровня интригу и так же, как и все прочие, оказалась уже перед фактом, получается, что за всем стоят саудиты - пытающиеся сыграть и на отсутствии серьезной американской позиции, и на всеобщем накопившемся недовольстве по отношению к Катару.
Но вопрос о том, насколько американским интересам отвечает разрешение нынешнего кризиса по саудовским лекалам, остается открытым. По большому счету американцев устраивает взаимное изнурение Тегерана и Эр-Рияда, когда те периодически пускают друг другу кровь в Сирии, Ираке, Ливии или Йемене. Но когда одна из этих сторон непомерно усилится (например, Эр-Рияд за счет серьезной допинговой прививки в виде Катара, превращенного в протекторат), Штатам это может не понравиться. Впрочем, определенные круги в США со своими интересами вполне могут поддержать и такой сценарий.