Оборонка рискует остаться на бобах

Читать в полной версии →
Предприятия российского ОПК начинают бить тревогу. После 2020 года заказы от военных сократятся в разы и им, как и в 80-х, придется перепрофилировать часть производств на выпуск гражданской продукции

Российские военные не смогут загрузить заказами оборонные предприятия до 2025 года в полной мере - в новой госпрограмме вооружений объем оборонных заказов существенно снижен.

Фото: Юрий Смитюк/ ТАСС

Об этом заявил заместитель начальника Главного управления вооружения Минобороны Борис Наконечный, - сообщает ТАСС. при этом, по его словам, военное ведомство продолжит поддерживать реализацию их научно-технических достижений, чтобы российский ВПК не оказался в хвосте научно-технического прогресса и технологически не отстал от ведущих мировых держав.

Госпрограмма с 2018-го по 2025 годы пока еще не сверстана. Ожидается, что она будет готова уже этим летом, а утверждена в конце года. И сумма оборонзказа до сих пор не утверждена и стала предметом ожесточенных межведомственных споров.

Естественно, что военные заинтересованы в том, чтобы в милитари-бюджете было достаточно средств на закупку самых современных вооружений. Сначала они заявили, что им нужно 55 трлн рублей. Затем снизили запросы до 30 трлн. А к осени 2016 года - до 22 трлн. В то время как Минфин и вовсе настаивал на цифре в 12 трлн. В итоге, по данным "Ведомостей", "сторговались" на 17 трлн рублей. То есть на сумме в три раза меньше изначально требуемой военными.

Напомню, в данный момент реализуется госпрограмма вооружений на 2011-2020 годы. Под нее в бюджете предусмотрено 23 трлн рублей. Минобороны активно перевооружает ракетные войска, парк военных самолетов, ВМФ и сухопутные силы.

Но через три года перевооружение будет практически завершено. Пик оборонных заказов уже позади. Часть продукции будет производиться на экспорт, но эти объемы несравнимы с заказами Минобороны. Производственные мощности военные загрузить будет нечем - не закрывать же предприятия и отправлять в бессрочный отпуск их работников.

В похожей ситуации отечественная оборонка оказалась в 80-х годах прошлого века, когда грянула Перестройка. Наименее безболезненно пережили тогдашнюю "конверсию" предприятия, которые десятилетиями выпускали и военную, и гражданскую продукцию. Например, красногорский завод имени С.А. Зверева десятилетиями изготовлял как прицелы, так и фотоаппараты "Зенит".

 Фото: GLOBAL LOOK press

Другим оборонным предприятиям повезло меньше - пришлось выпускать титановые лопаты, сковородки и утюги. В лучшем случае - бытовую технику. В сегодняшних реалиях повторение этой истории вряд ли случится. Еще осенью прошлого года Владимир Путин, выступая на совещании по вопросам использования потенциала ОПК в производстве гражданского назначения подчеркнул, что ориентироваться надо на потребности передовых, наукоемких отраслей. По мнению президента, в приоритете должны быть потребности медицины, энергетики, авиа-, судостроения. А также космических и информационных технологий.

Чтобы занять оборонку после 2020 года в России специально разработали программу конверсии, на которую, к слову, заложено 3 трлн рублей. Сумма немаленькая. Но и задачи серьезные. По словам главы "Ростеха" Сергея Чемезова, к 2025 году половину всех изделий госкорпорации должна составлять именно гражданская продукция.

Что касается объемов и сроков конверсии в целом по стране, то Владимир Путин в конце прошлого года их четко обозначил. Доля гражданской продукции оборонки к 2025 году должна составить 30%. А к 2030 году - 50%.

Вот только до сих пор неясно, как реализуется эта программа. В верхних эшелонах власти о ней заговорили лишь полтора года назад. Складывается ощущение, что пока руководство российских оборонных предприятий не забивает себе этим головы, полностью концентрируясь на военных заказах, которыми предприятия ВПК обеспечены до 2020 года. То есть действуют по схеме: с этим разберемся, а дальше видно будет.

Информации о перепрофилировании российских оборонных предприятий лишком мало. Но, к примеру, известно, что детали и комплектующие для нового российского пассажирского авиалайнера МС-21 изготавливают те же предприятия, что выпускают их и для современных истребителей.  И если эта гражданская машина уйдет в серию, как минимум несколько оборонных предприятий без заказов не останутся.

Андрей ШЕРЫХАНОВ |
Выбор читателей