Вчерашний визит Петра Порошенко в США широко обсуждался как на Украине, так и в России. В основном, эксперты сходились в одном мнении: в Белом доме украинского президента не ждали, выделили ему в сопровождающие Майка Пенса как суррогат полноценного визави, а сам хозяин Овального кабинета посидел с ним несколько минут под телекамерами. Подводя итоги исторического контакта, он выдал довольно бессмысленное резюме в обтекаемой формулировке - дескать, "для него большая честь" приветствовать лидера страны, в дела которой "мы очень вовлечены".
Петр Порошенко. Фото: Glen Johnson/ Global Look
На родине реакция на этот визит тоже была разной. Пропрезидентские СМИ в один голос заявляли о безусловной победе — то ли над Владимиром Путиным, то ли над Россией в целом, то ли над оппонентами, которых, нужно признать, у Порошенко хватает. Вчера "Утро" рассказывало, как один из депутатов Верховной Рады разнес командировку лидера за океан в пух и прах, спрогнозировав, что во время встречи Трампа с его советником по вопросам безопасности Макмастером к ним "заскочат" вице-президент Пенс в сопровождении Порошенко". Надо сказать, примерно так все и случилось.
Кто- то подметил, что пресс-конференция по итогам встречи, которую украинский президент дал за забором Белого дома, свидетельствует о том, что визит не был полноценным. Действительно, стандартный протокол подразумевает совместную пресс-конференцию двух лидеров. И не за забором, конечно, а на крыльце или в одном из залов.
Сложно спорить с тем, что в Вашингтоне короткую, исключительно для совместной фотографии встречу с Дональдом Трампом согласовали в последний момент. Но все говорит за то, что Белый дом в конце концов пошел навстречу своему украинскому наместнику, укрепив его шаткие позиции в Киеве. А значит, реальной замены ему американцы пока не видят. То есть, главная и единственная цель визита достигнута.
Теперь Петр Порошенко может рассказывать, что у него возникли особые отношения со всеми, с кем он встречался — с Дональдом Трампом и Майком Пенсом, а также главами Госдепартамента и Пентагона, министром энергетики, директорами Всемирного банка и МВФ. Что ему обещана всемерная поддержка вплоть до военной и финансовой помощи. И он этим самопиаром, разумеется, уже занимается.
Но главная интрига заключалась в том, одобрят ли в США законопроект "О реинтеграции оккупированных территорий Донбасса Украины", который должен был, помимо прочего, заменить режим антитеррористической операции (АТО) на военное положение в ЛНР / ДНР. Его презентовал сам Петр Порошенко за неделю до смотрин в Вашингтоне. И хотя разрабатываемый документ вроде бы базируется на минских соглашениях, сами минские соглашения должны быть, по мнению украинской стороны, кануть в лету.
Злые языки предположили, что этот законопроект и явился поводом для вызова Порошенко на ковер. Главный вопрос: разрешат ли украинскому гауляйтеру ввести военное положение и тем самым отстранить от принятия силовых решений таких влиятельных "героев Майдана", как министр внутренних дел Арсен Аваков и глава Совета по национальной безопасности и обороны Александр Турчинов? От них исходит основная опасность, поскольку оба бесшабашно-решительны и управляют такими же бесшабашно-решительными добробатами. Разбогатевший на борьбе с коррупцией президент давно у них под подозрением, поскольку он единственный, кто в полной мере пожинает плоды "революции гидности". Мстительные же националисты с таким распределением доходов категорически не согласны, а потому готовы тут же сменить власть, как только поступит команда. И вряд ли новый госпереоворот обошелся бы без жертв.
Для Порошенко военное положение, при котором он начинает выполнять обязанности главнокомандующего, то есть, ему начинают подчиняться все силовики, включая Авакова и Турчинова, — это борьба за собственную жизнь.
Масла в огонь подлил Рекс Тиллерсон, вдруг поведавший миру, что минские соглашения — не единственный способ решения проблемы Донбасса. "Вполне вероятно, что правительство Украины и правительство России могли бы прийти к решению, которое удовлетворило бы всех через другую схему, чем минские договоренности, которое позволило бы достичь целей "Минска", к которым мы стремимся", — заявил он буквально на следующий день после публичного признания Петра Порошенко о скорой смене формата АТО и введении военного положения в ЛНР / ДНР. Все говорило за то, что в Вашингтоне ему разрешат отказаться от выполнения комплекса мер по выполнению Минска-2.
Однако ситуация сложилась неоднозначно. На встрече с Трампом, согласно отчету пресс-службы украинского президента, речь об объявлении военного положения на Донбассе не заходила. Более того, сам Порошенко "подчеркнул, что США подтвердили свою приверженность Минским договоренностям".
Зато на переговорах с Тиллерсоном украинский президент "представил предложения по более активному привлечению США к мирному процессу на Донбассе. Во время встречи была достигнута договоренность продолжить консультации с целью выработки совместных шагов". В Госдепе, в отличие от Белого дома, минские соглашения даже не упоминались.
Налицо два вектора развития дальнейших событий: для президента США Украина является сторонницей мирного процесса, для госсекретаря — готова воевать, если новый план "реинтеграции оккупированных территорий" будет одобрен начальством. Судя по всему, группы американских элит, представляющие разнонаправленные интересы, между собой пока не договорились.
Скорее всего, оба варианта будут обсуждаться во время встречи Владимира Путина и Дональда Трампа в Гамбурге через две недели. На этих переговорах и решится судьба Петра Порошенко.