Политические перестановки в Эр-Рияде стали следствием накопившихся в королевстве проблем, считают эксперты.
Мухаммад ибн Наиф Аль Сауд. Фото: Spencer Platt/ Global look
По мнению первого замглавы международного комитета Совфеда Владимира Джабарова, смена наследного принца в Саудовской Аравии (вместо племянника монарха Мухаммеда бен Наифа им станет сын короля Мухаммед бен Салман) свидетельствует о смещении приоритетов в сторону усиления военного потенциала страны. На решение короля повлиял и недавний конфликт с Катаром, отмечает политик.
В свою очередь, как заявил "Утру" политолог, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин, нужно дождаться больше информации по новому назначению и, главное, по той команде, которая теперь будет перестраиваться и занимать ведущие позиции при новом наследнике. Но смысл этого действа, очевидно, связан с внутриполитической и внутриэлитной ситуацией в стране, отметил он.
Причем один Катар нельзя назвать "спусковым крючком" для этих процессов: эксперты давно отмечали, что внутри правящего класса Саудовского королевства давно не все в порядке, вал проблем Эр-Рияда нарастал все последние годы, планомерно ухудшалась и экономическая, и социальная ситуация. На это накладывались и внешние факторы: страна втянута в довольно безнадежный конфликт в Йемене – он тянет из нее ресурсы, не говоря уже о других проблемах, вроде противостояния с Тегераном, проблем в Сирии, вопросов, касающихся межарабского диалога и массы других.
"По большому счету, для внутриэлитного единства королевства один Йемен стал настолько токсичным активом, что и произошла эта смена. Надо было как-то выходить из этой ситуации, и, по всей видимости, было принято решение выходить из нее через смену персоналий", - говорит Андрей Грозин.
Предшественник, который отвечал за йеменскую операцию, очевидно, не оправдал надежд монарха. Кроме того, у него было большое количество недоброжелателей, соперников, которые его и "подсидели". Помимо "наследия" в виде Йемена, новому преемнику придется подтверждать дееспособность свою и своего клана еще и на других участках, к каковым по значимости для Эр-Рияда относится даже не только и не столько Сирия или Иран, сколько проблемы с попыткой консолидации неформальной внутриарабской коалиции. И ОАЭ, и Кувейт, и более слабые звенья этого своеобразного союза под эгидой Эр-Рияда сейчас ожидают от королевства преференций, и новому потенциальному лидеру придется продемонстрировать свой авторитет и новые направления в политике и по отношению к Эмиратам, и по отношению к тому же Катару.
Мухаммад ибн Салман Аль Сауд. Фото: Rainer Jensen/ Global Look
Наблюдатели допускают, что новый наследник попытается занять в отношении Катара более жесткую позицию, однако, по мнению А.Грозина, правдоподобнее иной сценарий. Не исключено, что теперь Эр-Рияд может пересмотреть свои прежние позиции по Катару, поскольку разрядка по линии двусторонних отношений более технологична и отвечает интересам не только самих саудитов, которые находятся не в лучшем положении, чтобы идти в этом конфликте напролом и продолжать повышать ставки, но и Вашингтона. Это потребовало бы гораздо меньше ресурсов, продемонстрировало бы добрую волю и миротворческий потенциал, было бы более выигрышно, чем обострять конфликт, который, по большому счету, не отвечает интересам Саудовской Аравии, поскольку создает еще одну точку напряжения, требующую вливания ресурсов, отметил аналитик.
Многое в этих процессах будет зависеть от команды наследника, но как это все будет реализовываться, пока не ясно. Стоит учесть, что бывшее руководство Минобороны, тесно связанное с предыдущим наследником, – достаточно влиятельные люди. Вряд ли дело дойдет до брутальных сценариев, но в той ситуации, в которой сейчас находятся элиты Саудовской Аравии, некоторые могут попытаться не разрулить, а разрубить узел сложных отношений между принцами. В то же время, вряд ли престарелому монарху захочется уходить от управления королевством на неприятном фоне потенциально возможной войны наследников, которую до последнего времени с большим трудом удавалось сдерживать - тем более что подавляющая часть элиты заинтересована в том, чтобы нынешнее назначение не сказалось на устойчивости внутриэлитной системы. Но вот удастся ли это реализовать, станет ясно в перспективе нескольких дней, подытожил эксперт.