В Кремле не согласны с заявлением президента Франции Эммануэля Макрона, назвавшего в ходе встречи с Петром Порошенко Россию агрессором. Россия продолжит терпеливо разъяснять свою позицию по Украине, заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя возможные последствия высказываний французского президента. "Это подчеркивает значение нормандского формата, который является единственной безальтернативной платформой для обсуждения и продолжения попыток по урегулированию этого внутриукраинского конфликта", - пояснил Песков.
Дональд Трамп и Эммануэль Макрон. Фото: "Утро"
Ранее эксперты отмечали, что у некоторых президентов, включая и Макрона, есть потребность в позерстве на международной арене, дабы доказать недоброжелателям свою самостоятельность, но при этом начисто отсутствует программа преобразований и новая содержательная повестка. Однако у нынешних заявлений французского лидера есть еще один мотив, считает директор Центра политологических исследований финансового университета Павел Салин.
И Макрон, и Трамп, по словам эксперта, относятся к типу политиков-популистов нового поколения. Ранее Москва уже получила "прививку" в виде Трампа, поэтому, несмотря на эскапады Макрона, о вероятности ухудшения российско-французских отношений говорить пока не приходится. Просто в новой реальности придется действовать иначе, учитывая особенности новоизбранных глав мировых держав.
Старое поколение политиков характеризовалось тем, что действовало в определенной системе идеологических координат. Демократы должны были поддерживать одну социальную базу, контактировать с представителями одних социальных групп, не контактировать с другими, занимать во внешней политике – например, в отношении России – определенную позицию, и так далее. То же самое касалось республиканцев. Позиция политика-популиста была более гибкой, но, тем не менее, стратегическая система координат оставалась неизменной и предсказуемой.
"У политиков-популистов нового типа система стратегических координат практически отсутствует: они могут уже через пять минут делать прямо противоречащие друг другу заявления. У них совершенно другой временной горизонт, который называется "здесь и сейчас". Перед ними стоит конкретная задача, ее нужно решить с помощью поддержки определенной целевой аудитории, и для этого политик-популист нового поколения делает те заявления, которые помогают ему сформировать политическую коалицию, коалицию поддержки среди населения здесь и сейчас", - заявил эксперт "Утру".
Через некоторое непродолжительное время задачи сменятся, и формировать для их решения придется уже другую коалицию, в том числе, и коалицию общественной поддержки. Заявления могут последовать в этой связи прямо противоположные. "И, по большому счету, нельзя говорить, что политик-популист врет – он просто решает другую задачу. С точки зрения решения этой конкретной задачи он все делает правильно", - отмечает П.Салин.
Первым крупным политиком такого плана оказался Трамп, что повергло российские элиты в шок. Во время избирательной кампании он говорил одно, потом начал делать другое – в частности, по отношению к России, затем – третье, что противоречило и первому, и второму. "В случае с Макроном есть понимание, что это такой же политик-популист нового поколения, поэтому к его заявлениям все будут относиться более спокойно, пытаясь создать ситуацию, в которой он вел бы себя так, как нужно РФ", - полагает собеседник "Утра".
Планировать какую-то долгосрочную стратегию с такими людьми, конечно, невозможно. Но лучшая стратегия в современном мире – это отсутствие всякой стратегии, ситуативное реагирование по принципу "стимул – реакция", подчеркивает аналитик. Еще нужно понимать, в какой именно системе ограничений данный политик оказался на текущий момент (через неделю контекст может измениться) - это позволит просчитывать его реакцию и вырабатывать в отношении него хоть какую-то стратегию. Другое дело, что долгосрочные стратегии окажутся нежизнеспособными, потому что как только ситуация и система ограничений, в которой находится контрагент, изменится, потребуются новые подходы и перерасчеты.
Но если бы Макрон не был политиком нового типа, он не смог бы раскрутиться за год с нуля, а потом еще и протащить в парламент свою партию. "Это новые правила игры, которые характеризуются более высоким уровнем динамизма. Плотность общественно-политической жизни существенно возросла, и для тех, кто не может успевать за этим и мыслить в новых категориях, это кажется хаосом", - подытожил эксперт.