Розничные сети незаконно требуют у поставщиков алкоголя солидных скидок к минимальным ценам, которые установило правительство РФ. Подобные подозрения выдвинуты в адрес крупнейших российских ритейлеров. Росалкогольрегулирование приступило к масштабной проверке цен на спиртные напитки.
Фото: Anton Belitsky/ Global Look
С 1 января этого года изменились правила начисления бонусов, которые поставщики дают торговым сетям. Теперь розничные продавцы не могут получать более 5% от стоимости объема поставки (включая плату за маркетинг и логистику). Ранее законом был ограничен только ретробонус (вознаграждение за объем поставки): он не должен был превышать 10%. Отдельно сеть могла также получать с поставщиков вознаграждение за дополнительные услуги.
Однако контролирующим органам поступили сведения о том, что поставщиков вынуждают занижать отпускную цену на алкоголь ради интересов сетевой розницы. В настоящее время специалисты Росалкогольрегулирования проводят анализ рынка для выявления подобных ситуаций. Сроки окончания проверки пока не ясны, передает РБК.
В ведомстве подчеркнули, что "на основании собранных материалов будут приниматься необходимые решения", ведь несоблюдение установленных минимальных розничных цен является нарушением закона и влечет за собой аннулирование у продавца лицензии.
Эксперты подтверждают наличие проблемы с закупочными ценами. После обновления закона о торговле производители почувствовали, что ритейл стал требовать от поставщиков дополнительных скидок при закупке, "но цена на полке чудесным образом фактически не изменилась", отметил руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. Не исключено, что в реальности стоимость отгрузки алкоголя в розницу осуществляется по ценам ниже установленных - минимальной отпускной с завода и минимальной оптовой.
В "Опоре России" также сообщили, что поставщики давно жалуются на то, что ритейлеры вымогают у них скидки. Об этом, согласно докладу организации, заявили около 90% из полутора тысяч опрошенных поставщиков. Обычно ретейлеры объясняют данное требование необходимостью отказа от ретробонуса. Аналитики "Опоры России" признают, что, несмотря на поправки в закон "О торговле", сети все еще злоупотребляют своим доминирующим положением в отношениях с поставщиками.
Представители большинства крупных сетевых компаний открестились от обвинений в махинациях с закупочными ценами. Также они сообщили, что в их магазинах никаких проверок со стороны контролирующих органов не проводится. Ретейлеры не видят смысла в таких проверках, ведь благодаря системе ЕГАИС Росалкогольрегулирование может удаленно получать все необходимые сведения о ценах на спиртное.
Один из участников рынка заявил журналистам, что сети избегают давления на поставщиков, потому что с начала 2017 г. все договоры с производителями проверяет Федеральная антимонопольная служба. Ритейлеры не исключают, что махинациями с отпускными ценами на алкоголь в реальности занимаются производители горячительных напитков. Они заинтересованы в максимальных продажах в ритейле и потому сами стремятся предложить цену как можно ниже, чтобы хоть как-то привлечь покупателя в кризис.
С 13 мая минимальная закупочная цена на пол-литровую бутылку водки составляет 173 руб., в оптовом звене - 178 рублей. Минимальная стоимость "национального" напитка в рознице теперь составляет 205 рублей. Отпускная цена коньяка у производителя не должна быть ниже 314 руб., оптовая - не ниже 323 руб., магазинная - не ниже 371 рубля. По оценкам аудиторской компании Nielsen, около 90% продаж на российском рынке занимает водка нижнего ценового сегмента - дешевле 250 руб. за бутылку.