Официальный представитель Госдепартамента, назвав вчерашнее заявление лидера ДНР Александра Захарченко о создании государства Малороссия не заслуживающим внимания, несколько слукавила. На предложение отреагировали все участники нормандского формата - Россия, Франция, Германия и ОБСЕ. Представители разных эшелонов киевской власти тоже высказались по этому поводу, однако их реакция слишком эмоциональна, чтобы быть интересной.
Фото: Валентин Спринчак/ ТАСС
В Кремле предпочли самоустраниться. "Заявление Захарченко, сделанное сегодня утром по теме Малороссии, является его личной инициативой", - сказал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Не думаю, что это так, однако в то, что Владимир Путин не вникал в подробности, охотно верю.
"Обеспокоены событиями на Украине - "декларацией" о "Малороссии". Необходимо избегать действий, ставящих под угрозу реализацию минских соглашений", - написал в своем Twitter глава МИД Австрии, действующий председатель ОБСЕ Себастьян Курц.
"Мы призываем Россию осудить этот факт, нарушающий минские соглашения и предающий дух переговоров в нормандском формате. Россия должна активизировать усилия, чтобы добиться прекращения конфликта", - сказала официальный представитель МИД Франции Ромате-Эспань на брифинге. А в пресс-службе правительства Германии РИА "Новости" заявили, что Берлин считает "совершенно неприемлемым" предложение о создании Малороссии.
Deutsche Welle удалось получить более развернутый и содержательный ответ официальной Германии: "Захарченко не имеет легитимного права говорить за эту часть Украины. Ожидаем, что Россия также немедленно осудит этот шаг, не будет уважать и не признает его", - цитирует немецкая газета пресс-секретаря правительства ФРГ. Пожалуй, эта реакция наиболее конструктивна, поэтому мы еще к ней вернемся.
Как видно, Александр Захарченко, вопреки утверждениям Госдепа, сумел взбудоражить всех, кто имеет отношение к урегулированию украинского кризиса. Что же он сказал необычного? "Мы считаем, что государство Украина в том виде, которым оно было, не подлежит восстановлению. Мы, представители регионов бывшей Украины, за исключением Крыма, заявляем об учреждении нового государства, которое является преемником Украины. Мы согласны в том, что новое государство будет называться Малороссия, так как само название Украина дискредитировало себя", - заявил лидер ДНР. В соответствии с подписанной в Донецке политической декларацией новое государство будет состоять из 19 областей бывшей Украины.
Не стоит акцентировать внимание на второстепенных нюансах и раздражителях вроде названия нового государства, его флага и субъективной оценки старого, Александр Захарченко прав в главном: Украине давно, вот уже четвертый год, требуется переучреждение.
Те наблюдатели, которые считают Петра Порошенко узурпатором, захватившим власть в результате государственного переворота, не совсем правы. Нет, он всенародно избранный президент. Правда, голосовала за него только та часть Украины, которая осталась после ухода Крыма и отколовшихся донбасских республик. Ни в ДНР/ЛНР, ни тем более в Крыму избирательных участков не было. Поэтому Россия, признав легитимность нового президента, не погрешила против новой правовой реальности - границы Украины после Майдана изменились, Киев, устроивший выборы до урегулирования конфликта в Донбассе, возможно, не подозревая этого, начал жить по новой, пока еще не написанной конституции. В ней "зафиксирован" свершившийся факт: территорий, которые сегодня занимают непризнанные республики, в новом Основном законе Украины нет.
Германия отчасти права: Александр Захарченко действительно не имеет легитимного права говорить за ту Украину, которая находится за пределами ДНР/ЛНР. В том числе потому, что и Киев со своими "ястребами" не имеет легитимного права считать республики своей территорией - он ведь сам от них отказался в мае 2014 г., когда провел президентские выборы, не открывая избирательные участки в Донецке и Луганске. Постоянные попытки Петра Порошенко силой навязать себя жителям Донбасса были обречены на неудачу изначально, ибо Донбасс не признал не только результатов госпереворота, но и власть нового президента. Просто потому, что они за него не голосовали.
Минские соглашения - это шанс Украине вернуть потерянные после госпереворота земли. Который Петр Порошенко и его соратники из-за своей правовой безграмотности не смогли оценить по достоинству.
А проект "Малороссия", предложенный ДНР, - это попытка образумить не столько Киев, сколько мировое сообщество. И, возможно, связана она с новым назначенцем Госдепа Куртом Волкнером, отвечающим теперь за Украину. Куратор должен понимать, в какой правовой коллизии оказалась ненька, какие проблемы передала по наследству предыдущая администрация.
Александр Захарченко - неважно, по собственной инициативе или с подачи Москвы, назвал вещи своими именами: или минский процесс переходит в фазу реализации, и тогда не признавшие результаты "революции гидности" донецкие регионы Украины должны получить особый статус и полную автономию, как и записано в Резолюции Совбеза ООН 2202 (2015), или Украина должна официально отказаться от территорий, которые занимают самопровозглашенные республики.
Но какой бы вариант ни выбрали в Киеве и Вашингтоне, Украине (точнее, тому, что от нее осталось после потери Крыма, ДНР и ЛНР) придется написать новую конституцию и зафиксировать новую правовую реальность. Ибо того государства, что существовало на политических картах до Майдана, уже три года как нет.