МАКС 2017: беспилотники жаждут крови

Читать в полной версии →
МАКС 2017 стал первым авиасалоном, показавшим, что Россия примкнула к новому глобальному тренду в области боевой авиации и технологий ведения войны

В воскресенье в подмосковном Жуковском завершил работу 13-й Международный авиакосмический салон (МАКС). Итоги одной из крупнейших в мире выставок авиационной и космической техники еще только предстоит подвести экспертам, но уже сейчас можно сказать, что МАКС 2017 привнес определенную новизну в понимание того, что происходит сегодня в отечественной аэрокосмической отрасли.

Ударный БЛА Wing Loong 1. Фото:Ольга Соколова

Хотя принципиальных новинок представлено не было, выставка продемонстрировала, что общемировое изменение трендов в отрасли дошло и до России, которой удалось весьма удачно вписаться в эти изменения и даже занять в них далеко не последнее место. Речь идет о беспилотных летательных аппаратах (БЛА), предназначенных не только для наблюдения и разведки, но и для нанесения воздушных ударов.

Итак, главной особенностью нынешнего МАКСа можно назвать то, что среди огромного многообразия представленных БЛА на выставке впервые довольно четко сформировалось направление ударных аппаратов. До последнего времени о возможности использования летающих роботов для нанесения ракетных и бомбовых ударов в России говорилось лишь как о теоретической. Однако МАКС 2017 показал, что отныне ситуация полностью изменилась.

Что это так, посетители МАКСа могли понять практически сразу, попадая на выставку, когда перед ними на открытой площадке возникал китайский ударный беспилотник Wing Loong 1. Внешне эта машина практически полностью повторяет единственный полноценный ударный БЛА, многократно подтвердивший свои возможности в боевой обстановке: американский MQ-9 Reaper. Wing Loong 1 – это весящий более 4 тонн средневысотный аппарат длительной продолжительности полета (класс MALE), оснащенный турбовинтовым двигателем, имеющий размах крыла в 14 метров. БЛА может развивать скорость до 280 километров в час и находиться в воздухе примерно 20 часов. Что касается его ударных возможностей, то Wing Loong 1 может нести на борту около 200 кг управляемых и неуправляемых авиабомб и ракет, а также средства радиоэлектронной борьбы. Учитывая, что аппарат разработан китайскими специалистами, ничего удивительного в таком "зеркальном" сходстве нет. 

Это первый случай, когда серийный летающий робот-солдат (или диверсант-убийца) демонстрируется на МАКСе. Работы над ударными БЛА сегодня ведутся во многих странах, но далеко не все могут предложить свои разработки на мировом рынке.

Примечательно, что китайцы привезли в Жуковский далеко не самую современную машину. На состоявшемся менее месяца назад авиасалоне в Ле Бурже они продемонстрировали Wing Loong 2 – боевой аппарат с еще более широкими возможностями.

О чем может говорить появление серийной боевой беспилотной машины на МАКСе?

Скорее всего о том, что китайские оружейники поняли, что время продвижения подобного класса боевых роботов в "более широкие массы" пришло.

В отличие от Ле Бурже, где покупателями и продавцами являются крупнейшие мировые игроки с огромными бюджетами и запросами, МАКС - площадка для более широкого круга стран, нуждающихся в современных вооружениях, но не способных платить за них огромные деньги. Это объясняется исторической преемственностью, когда мировые рынки вооружений были поделены между Западом и СССР, и в Пекине это хорошо понимают.   

Китайцы успешно воспользовались тем, что главный производитель боевых беспилотников - США, сдерживаемые международными обязательствами и внутренними ограничениями, не могут поставлять свои ударные БЛА никому, кроме ближайших союзников. Очевидно, что на этом фоне у Китая есть все шансы застолбить на зарождающемся рынке весьма приличную нишу. О том, что работы в этом направлении ведутся, свидетельствует и появление Wing Loong 1 на МАКС 2017.

Самое же интересное и приятное для россиян состоит в том, что, пока Запад не торопится делиться с миром технологиями ударных БЛА, к зародившемуся беспилотному тренду присоединилась и Россия. И судя по всему, весьма успешно.

В отличие от китайцев, копирующих западные образцы, российские инженеры решили не повторять других, а развить тему.

Российская группа "Кронштадт" представила на МАКСе беспилотный комплекс "Орион-Э", предназначенный для ведения воздушной разведки местности, корректировки огня и оценки результатов нанесенных ударов.

В состав комплекса входит от четырех до шести БЛА и наземный модуль. Как пояснил корреспонденту "Yтра" представитель "Кронштадта", беспилотники могут вести наблюдение и разведку, корректировать огонь, и это еще не все функции комплекса. В состав "Ориона" могут быть включены и ударные БЛА, способные нести ракетно-бомбовое вооружение. Их основное предназначение – проведение специальных операций, то есть нанесение точечных ударов по труднодоступным и хорошо замаскированным целям. По словам гендиректора компании Армена Исаакяна, комплекс полностью готов к серийному производству.

От китайских и американских аналогов "Орион-Э" отличается тем, что решение задач осуществляется комплексно, не требуя привлечения других сил. "Орион" сам разыскивает и отслеживает нужный объект, выбирает и назначает цели. Оператору остается только осуществить выбор или расставить приоритеты в отношении объектов удара. Далее в дело вступают ударные БЛА либо же цель "на блюдечке" передается ракетчикам или авиации.

Беспилотники "Орион" превосходят по своим размерам Wing Loong: размах крыльев БЛА составляет около 17 метров. Именно из-за огромных размеров представителям "Кронштадта" пришлось разместить аппарат подвешенным под потолком павильона, так как иначе показать его посетителям МАКСа было бы невозможно.

Целевая нагрузка "Орион-Э" может достигать 250 килограммов, продолжительность полета - до 24 часов. Радиус применения - 300 километров, что несколько превосходит возможности китайского конкурента. Корпус беспилотника выполнен из композитных материалов, что снижает возможность его обнаружения локаторами противника.

Подводя итоги, можно сказать, что МАКС 2017 стал первым авиасалоном, показавшим, что Россия примкнула к новому глобальному тренду в области боевой авиации и технологий ведения войны. Ведущие страны мира строят концепции будущих войн (мир всегда лучше войны, но готовиться следует к худшему) из соображений максимального снижения боевого контакта между военнослужащими противоборствующих сторон. А это значит, что будущее современных вооружений за беспилотными образцами и всевозможными боевыми роботами, и у России здесь уже есть определенный задел.

Юрий ЛЕВЫКИН |
Выбор читателей