В ходе встречи с вице-президентом Ирака Нури аль-Малики Владимир Путин отметил, что ситуация на Ближнем Востоке и в Ираке остается сложной. Мы это прекрасно видим, понимаем, заявил президент РФ. Как сообщает РИА "Новости", Путин особо отметил хорошее взаимодействие двух стран в области военно-технического сотрудничества, где Россия активно помогает Ираку.
Владимир Путин с вице-президентом Ирака Нури аль-Малики. Фото: kremlin.ru
Усиление позиций России в ближневосточном регионе привело к тому, что все больше стран стали искать более плотного сотрудничества с Москвой. Вслед за Сирией российскую армию позвал к себе Ирак. Вице-президент этой страны Нури аль-Малики накануне встречи с Владимиром Путиным заявил: "Мы хотели бы, чтобы у России было весомое присутствие в нашей стране в политическом и военном плане. Таким образом, было бы создано равновесие, которое послужит на благо региона, его народов и его стран".
Багдад также готов к сотрудничеству в нефтедобывающей сфере и энергетике, в научной области, к примеру, в деле университетской подготовки специалистов по экономике и торговле. Как видно, предложение вице-президента Ирака выходит за рамки чисто военного сотрудничества, напоминая своим размахом о временах СССР.
Недавно стало известно о соглашении России и Ирака о поставке Багдаду нескольких сотен танков Т-90 на сумму около $1 миллиарда. В 2016 г. корпорация "Уралвагонзавод" уже отправила в Ирак партию из 73 таких боевых машин.
Москва также поставляла вооружение и оппонентам Багдада - войска Иракского Курдистана получили зенитные установки ЗУ-23-2. Кроме того, "Роснефть" заключила с иракскими курдами ряд соглашений в области добычи углеводородов, их разведки и транспортировки.
В сентябре в Иракском Курдистане должен пройти референдум о независимости. Багдад, Тегеран, Дамаск и Стамбул резко отрицательно относятся к обособлению курдов, считая это угрозой территориальной целостности своих стран.
Старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов заявил "Свободной прессе", что России следует "заходить" в Ирак, соблюдая меры предосторожности. Между Москвой и Багдадом существуют давние связи, многие госслужащие и армейские руководители Ирака проходили обучение у нас, напомнил эксперт. При этом надо понимать, что сегодня Ирак находится в сложной ситуации - остается террористическая угроза, хотя Мосул и освобожден, а также есть опасность распада Ирака в связи с предстоящим референдумом в Иракском Курдистане.
По мнению Долгова, существует и опасность раздела Ирака по конфессиональному признаку. Сунниты, которые частично выступили на стороне ИГИЛ* (ИГ*- запрещено в РФ), - это часть населения Ирака. Еще один серьезный фактор - влияние Ирана, где большинство населения - шииты. Иран сейчас является союзником России, поэтому для Ирака важно опереться на Россию в решении внутренних проблем. Для нас это может означать укрепление позиций на Ближнем Востоке, считает эксперт.
В первую очередь должно развиваться военно-техническое направление, говорит Долгов. Что касается присутствия в Ираке полноценного российского военного контингента, то надо предварительно понять, в каких целях такое присутствие будет осуществляться. В частности, как военное участие в борьбе против курдов оно неприемлемо. А вот против ИГИЛ - да.
Насколько вероятно столкновение российских и американских интересов в Ираке? Позиции наших стран практически противоположны, напоминает Долгов. Американцы ведут дело к независимому Курдистану, а значит, и к расчленению Ирака. Получается, что интересы США в Ираке, как и в Сирии, с нашими не совпадают, поэтому противостояние в той или иной форме вполне возможно.
В свою очередь, военный эксперт Борис Рожин напоминает "Свободной прессе", что наращивание российского присутствия в Ираке не должно пойти в ущерб отношениям с Ираном, который является стратегическим союзником России в регионе. Россия уже давно поставляет вооружение для иракской армии, но до масштабного военного присутствия, как в Сирии, не доходило. По мнению Рожина, усиливать своей присутствие РФ может через регулярную армию или ЧВК, также можно использовать военных советников и обустраивать военную базу где-нибудь в районе Басры.
Призывая Россию, Ирак фактически расписывается в том, что он не контролирует собственную территорию, пытаясь уравновесить влияние других стран. В восточном Ираке есть базы США, там же находятся базы снабжения КСИР, через которые осуществляется снабжение как формирований на территории Ирака, так и формирований, находящихся в Сирии. В Иракском Курдистане расположены еще и турецкие военные базы. В регионе действительно становится тесновато, считает Рожин. А Россия здесь необходима, чтобы компенсировать американскую угрозу.
По мнению эксперта, Москве не имеет смысла обострять отношения с Вашингтоном по всему Ближнему Востоку. Поэтому аль-Малики что-нибудь пообещают, возможно, это будет такой же вариант, как и с Хафтаром в Ливии.
* Организация запрещена на территории РФ