В борьбе с раком крови отлично помогает самый обычный витамин C, которым изобилуют продукты из повседневного рациона человека: овощи, фрукты, рыба, мясо, сыр. К такому обнадеживающему выводу пришли ученые из Медицинской школы Нью-Йоркского университета. Их исследование опубликовано в журнале Cell.
Фото: Global Look, "Утро"
Исследование показало, что витамин С восстанавливает в лейкоцитах активность гена TET2. Он отвечает за то, чтобы стволовые клетки создавали необходимое количество лейкоцитов - белых кровяных телец - и чтобы последние, в свою очередь, своевременно умирали.
У больных лейкемией отмечается подавленность этого гена примерно наполовину по сравнению с физиологически нормальным уровнем. Такая патология приводит к тому, что клетки опухоли свободно размножаются в организме и в конечном счете приводят к смерти человека. Спасительный же витамин (или иначе аскорбиновая кислота) помогает разрушать клетки, которые находятся в процессе неконтролируемого деления.
Сделать подобное открытие ученым, как обычно, помогли лабораторные грызуны, причем не простые, а генетически модифицированные: при помощи внешнего вмешательства у них создавали искусственный дефицит гена TET2. Подопытным мышам в течение примерно полугода давали высокие дозы витамина С. После этого их показатели сравнили с данными грызунов из контрольной группы, которые не сидели на витаминной диете.
Выяснилось, что у мышей, лишенных витаминов, обнаружилось в три раза больше случаев аномальной концентрации лейкоцитов в крови. Именно этот показатель является одним из первых симптомов начинающегося лейкоза. "Если мы генетически восстанавливаем TET2, он блокирует нездоровую репликацию и убивает клетки", - прокомментировала результаты исследования одна из авторов, Луиза Чиммино.
Впрочем, данный прорыв в медицинской науке пока что сложно применить для лечения и профилактики опасной болезни у людей. Проблема в том, что защищенные от лейкемии грызуны получали сверхвысокие порции витамина - по 100 мг за инъекцию. Это как если бы каждая мышка в один присест съедала по два целых апельсина.
Человеку для достижения подобного эффекта пришлось бы принимать примерно в 3 тыс. раз больше соединения, причем внутривенно (поскольку организм перестает усваивать витамин через желудок после 500 миллиграммов). В этом случае пациент был бы защищен от лейкоза, но у него бы начались другие сложности со здоровьем.
Тем не менее ученые надеются, что высокие дозы витамина С в конечном счете будут включены в официальные стандарты лечения рака, особенно некоторых его форм. Так, люди с острым миелоидным лейкозом часто имеют преклонный возраст и могут умереть от химиотерапии. Витамин С в сочетании с препаратами против рака может обеспечить альтернативный подход.