Уникальный авиадвигатель показала "Армия-2017"

Читать в полной версии →
Отечественные конструкторы могут совершить революцию в двигателестроении, но пока у них нет денег даже на то, чтобы запустить беспилотник. В ОКБ имени Люльки продолжаются стендовые испытания

Отыскать на форуме "Армия-2017" стенд знаменитого ОКБ имени Люльки, разработавшего большинство двигателей для самолетов Сухого, оказалось нелегко. Специалисты скромно ютятся по соседству с экспозицией научных рот Минобороны. А ведь конструкторское бюро представило проект, который в будущем может совершить революцию в авиастроении. Правда, пока о созданном ими пульсирующем детонационном двигателе знают лишь специалисты. Причем многие из них до сих пор шарахаются от слова "детонационный".

Фото: Oscar Vinals/ Global Look

Главный специалист ОКБ имени Люльки Алексей Мохов к этой реакции давно привык и терпеливо объясняет: "Понимаете, всю жизнь конструкторы пытаются уйти от детонации, потому что она приводит к разрушению двигателя. Но мы извлекли из нее пользу. Это даже не взрыв в привычном понимании этого слова".

Частота взрывов в двигателе настолько высока (от 15 до 20 кГц), что ее впору сравнить с пульсацией, в воздухе слышен лишь свист, который в перспективе вообще может выйти за пределы слухового диапазона. В итоге человек может даже не услышать летящий в небе самолет.

Как показали стендовые испытания, удельные параметры такого двигателя на 30% выше, чем у простого газотурбинного. Это означает, что при аналогичном расходе топлива тяга у агрегата новой разработки будет больше. Но главное, из всех детонационных двигателей, над которыми корпят конструкторы и инженеры в России и за рубежом, пульсирующий проработал без перерыва дольше всех - 10 минут. А суммарная наработка двигателя уже составила более 100 часов.

По словам Мохова, уже сегодня детонационным двигателем тягой до 2 - 2,5 т можно оборудовать легкий самолет, не говоря уже о беспилотнике. По его словам, "резонаторные устройства могут быть размещены в любой точке планера. Достаточно иметь генератор сжатого воздуха с определенными параметрами и температурой. Подавая его в резонаторные устройства, можно обеспечить тягу". Самолет при этом может выглядеть непривычно. Например, у него останется воздухозаборник, но может не быть сопла, что положительно скажется на аэродинамике.

Однако, чтобы создать под этот двигатель легкий самолет или беспилотник, необходим заказ. Денег на строительство летательного аппарата у ОКБ нет. Главный конструктор и идеолог импульсионных детонационных двигателей Александр Тарасов запатентовал разработку еще в 1987 году. И уже 30 лет не может поднять свою мечту в небо. А ведь импульсионный детонационный двигатель можно было бы применить не только в авиации, но и в ракетно-космической отрасли. Есть задел и для создания гиперзвукового двигателя - очень актуальная тема сейчас. Пока разработки ведутся на уровне моторов второго и третьего поколений. Это относительно простые проекты - "тракторные технологии", как шутят специалисты. Но при желании можно создать двигатель с применением самых современных разработок, и тогда он может совершить настоящий прорыв в авиастроении. 

Андрей ШЕРЫХАНОВ |
Выбор читателей