С 2019 г. самопровозглашенные Донецкая и Луганская народные республики могут лишиться как минимум части помощи из российского бюджета. Это связано с данным Минфину РФ поручением отказаться от "поддержки отдельных территорий" в пользу проектов в Крыму и Калининграде. За этой формулировкой, по словам федерального чиновника и двух источников РБК, как раз и стоит гуманитарная помощь Донбассу.
Фото: "Утро"
Поручение было дано по итогам совещания у вице-премьера Дмитрия Козака 1 сентября, копия протокола которого попала к РБК, а его подлинность подтвердили два федеральных чиновника.
Из документа следует, что премьер-министр Дмитрий Медведев минувшим летом потребовал обеспечить финансирование мероприятий по социально-экономическому развитию и обеспечению транспортной и информационной безопасности Крыма, Севастополя и Калининградской области. Об этом глава правительства говорил во время поездки на полуостров в начале августа.
Согласно протоколу совещания у вице-премьера, в 2018 - 2020 гг. правительство должно профинансировать дополнительно 85 млрд руб. расходов на Крым и Севастополь, в том числе 61,6 млрд руб. в 2019 - 2020 годах. Эти средства необходимы для возведения объектов здравоохранения и общего образования, строительства канализационного коллектора в Симферополе, реконструкции водовода "Феодосия - Судак", капремонта автодороги из Алушты в Феодосию, на субсидии территориальным сетевым организациям полуострова на компенсацию выпадающих доходов из-за заниженных тарифов по передаче электроэнергии и так далее.
Как отметил первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин, средства распределяются в пользу тех регионов, которые Россия в любом случае не собирается отдавать, а в будущем статусе донбасских республик она не уверена.
По подсчетам РБК, общая сумма, которую нужно найти на финансовое обеспечение, - 165 млрд руб. на три года. Кроме Крыма, она включает расходы на строительство волоконно-оптической линии связи по дну Балтийского моря до Калининградской области, постройку трех паромов для железнодорожной паромной переправы Усть-Луга - Балтийск (Калининградская область) и на приоритетный проект "Формирование комфортной городской среды".
Однако, даже если власти и решили прекратить расходы на гуманитарную поддержку Донбасса, это не означает их полного отказа от финансовой поддержки самопровозглашенных республик, заявили два источника в Госдуме и один в правительстве.
Сумма средств, выделяемых ДНР и ЛНР, полностью засекречена, описывается секретными постановлениями (распоряжениями) правительства, закрытыми строчками в бюджете. Узнать из документа, сколько тратится из бюджета на помощь ДНР и ЛНР, невозможно. Также неясно, что понимается под "расходами на гуманитарную поддержку", похоже, что это лишь один из нескольких каналов финансирования ДНР и ЛНР, предположил один из источников.
Ни в Минфине, ни представитель Козака, ни пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова, ни пресс-секретарь президента Дмитрий Песков на запрос РБК по данной теме не ответили. Получить комментарии от представителей ДНР и ЛНР Дениса Пушилина и Владислава Дейнего тоже не удалось.
А помощник главы Минэкономразвития Елена Лашкина на вопрос, принималось ли решение об исключении из бюджета расходов на "гуманитарную поддержку" Донбасса, ответила, что у ведомства "нет такой информации".
Правительство России утвердило целевые субсидии на восстановление поврежденной инфраструктуры Донбасса (энергетики, автомобильных и железных дорог, строительство домов) еще в самом начале конфликта на востоке Украины в 2014 году. Объем этих "гуманитарных" субсидий не известен.
Россия оказывает ДНР и ЛНР гуманитарную помощь, но не содержит их, говорил в январе этого года пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. При этом "о каких суммах идет речь", он сказать не смог.