Британские военные моряки в ближайшем будущем надеются научиться управлять своими кораблями с помощью смартфонов, а также распознавателя голосовых команд Siri, который используется на айфонах.
Кадр Youtube.com
Выглядеть это может так: штурман с планшетом на берегу "паркует" корабль или отводит его в соседнюю бухту. На первый взгляд, абсолютно дикая идея. Сразу же возникает вопрос: а если планшет попадет к противнику? Какую же мощную защиту придется разрабатывать?
Но, похоже, британцев это не смущает. На международной выставке по оборонному и охранному оборудованию, которая проходила на этой неделе в Лондоне, главнокомандующий флотом адмирал Филип Джонс заявил, что новые эсминцы типа 31 будут управляться с помощью тачскринов и устройств, напоминающих обычные смартфоны, словно это модель-игрушка. Технически в этом нет ничего сложного. Достаточно оснастить корабль Wi Fi и скачать соответствующее приложение.
На данный момент похожая практика применяется для боевых роботов и модулей, в том числе, российского производства. Сейчас они активно испытываются на полигонах. Управлять машинами получается на расстоянии до нескольких километров. Например, сделать управляемым с планшета можно сделать новый боевой модуль "Калашникова", обладающий искусственным интеллектом.
Идея не новая. Американцы еще в 2008 году создали прототип боевого робота A.R.E.S, который управлялся с помощью Wi Fi. Однако вооруженные силы США им не заинтереcовались, а на вооружение приняли другие, самый известный среди которых TALON. Он занимается разминированием и стреляет со снайперской точностью. Сделать его управляемым с планшета или с помощью голосовых команд несложно, но американцы этого не делают. Слишком велика цена ошибки. А вдруг возникнет сбой, и робот выстрелит в человека?
Другое дело разведчики. Еще три года назад американцы оборудовали точками доступа Wi Fi беспилотники RQ-7 Shadow. Работает система на расстоянии 50 км и в перспективе будет обеспечивать беспроводную связь на скорости до 1 гигабита в секунду. Это может быть видеосъемка или фотографии.
Похожим образом могут работать и беспилотные катера, которые уже давно создаются на Западе, а недавно появились и в России. Некоторыми из них можно управлять по Wi Fi с пульта управления корабля. Точно так же, как беспилотной подводной лодкой Echo Voyager разработки Boeing.
В России такие разработки тоже ведутся. Уже прошли испытания роботизированного противодиверсионного комплекса "Галтель".
Теоретически можно вывести все управление на планшет. Но скорее всего, Филип Джонс имел в виду управления с планшета, не дистанционно, а на бору корабля. То есть капитан, находясь, предположим, в каюте, с помощью смартфона сможет изменить курс корабля или увеличить ход. Боевые стрельбы, вероятно, будут осуществляться по старинке. Ошибка может дорогого стоить.