На Украине идет реформа энергетической отрасли. Государственные активы разделят по функциям добычи, транспортировки и хранения ресурсов. В стране должен появиться оператор газотранспортной системы (ГТС), который будет управлять трубой мощностью в146 млрд куб. м в год. Правительство отдало эту роль государственной компании "Магистральные газопроводы Украины", которую запретило приватизировать.
Но это противоречит требованиям ЕС, который считает, что для нормального развития энергетического рынка нужно привлекать частных инвесторов. Того же требуют кредиторы Киева - МВФ и Всемирный банк. Последние уже выразили недовольство ходом реформы и потребовали снять запрет на приватизацию компании, сообщают "Известия".
На стороне Запада выступила госкомпания "Нафтогаз Украины", которая пошла на открытый конфликт со своим собственником и создала альтернативного управляющего под названием "Оператор ГТС Украины". Для усиления своей позиции "Нафтогаз" попросил финансовую империю Ротшильдов подыскать инвесторов для своего оператора. За это Rothschild S.p.A. (итальянское подразделение семейного конгломерата) получит вознаграждение в $4 миллиона. Правительство назвало такие действия саботажем и пригрозило ликвидировать альтернативного оператора.
В результате украинский кабмин оказался под перекрестным огнем со стороны "Нафтогаза", ЕС, западных кредиторов и империи Ротшильдов. Богатый семейный клан плотно вовлечен в украинскую экономику. Rothschild Trust выступает доверенным лицом в слепом траcте по управлению 85%-й долей президента страны Петра Порошенко в компании Roshen. Кроме того, Ротшильды консультируют правительство Украины и занимаются управлением среднесрочными долговыми обязательствами. Империя также называет страну привлекательным объектом для инвестиций. Поэтому ссориться с семейством украинским властям не с руки.
"Нафтогаз", приглашая инвесторов, ссылается на действующие нормы закона, которые позволяют привлекать частных игроков для участия в капитале газотранспортного оператора. Интерес к украинской трубе проявили итальянская компания Snam и словацкая Eustream. С ними подписан меморандум о взаимопонимании, по которому они могут после 2020 г. взять в лизинг часть ГТС.
Всего на модернизацию изношенной газовой инфраструктуры Украины требуется €2,5 млрд - без них Киев в скором времени не сможет обеспечивать надежный транзит топлива. Сроки поджимают, но других предложений (кроме словацкого и итальянского) у Киева нет. Российские эксперты отмечают, что Украина ищет инвесторов для своей ГТС уже 15 лет, но никто не хочет в нее вкладываться. В 2003 г. от этого отказался даже "Газпром" из-за несговорчивости украинских партнеров и противоречий в украинских законах.
Конфликт между "Нафтогазом" и кабмином пока не имеет никакого смысла, поскольку его разрешение будет зависеть не от силы одной из сторон, а от того, продлят ли Киев с Москвой соглашение на прокачку газа по украинскому маршруту после 2019 года. Без такого контракта украинская ГТС будет никому не нужной грудой металлолома. Кроме того, Незалежная лишится транзитных поступлений в объеме $3 миллиардов.
К тому моменту Украина перестанет быть интересна России как транзитер газа, поскольку завершится строительство "Северного потока - 2". Вряд ли украинская труба будет нужна и европейским компаниям. "Это (снижение или прекращение транзита) сделает существование украинской ГТС практически бесперспективным, поскольку для поддержания ее рентабельности необходимо прокачивать хотя бы 60 млрд куб. метров. С экономической точки зрения инвестировать в маложизнеспособную трубу Украины крупным европейским энергохолдингам вряд ли будет интересно - ведь они уже вложились в "Северный поток - 2", - отметил эксперт консалтинговой компании "НЭО Центр" Александр Ракша.