Новый российский авиалайнер МС-21 может стать наполовину арабским. Как заявил глава Ростеха Сергей Чемезов на выставке Dubai Airshow, Объединенные Арабские Эмираты заинтересованы в совместном производстве самолета на базе МС-21-400 на 250 пассажиров. В ближайшее время будет создана рабочая группа, "пожеланий у них очень много", цитирует Чемезова агентство ТАСС.
Пока самолета МС-21-400 нет в природе. Поднимался в небо лишь МС-21-300 с американскими двигателями PW-1400G (Pratt & Witney). Российские ПД-14 пермского производства пока только испытываются в трансзвуковой трубе Центрального аэрогидродинамического института имени Н.Е. Жуковского (ЦАГИ). И по отзывам, довольно успешно.
Но даже если ОАЭ захотят на МС-21-400 заокеанские моторы, проект будет крайне выгодным для производителя самолета - корпорации "Иркут". Пока основной покупатель надежды гражданского авиапрома - "Аэрофлот". До конца следующего года главный авиаперевозчик страны получит 50 самолетов. Еще столько же заказал "Ильюшин финанс" - лидер среди российских лизинговых компаний. Для сравнения, "Боинг" на авиасалоне в Ле Бурже получил 361 заказ от 16 авиакомпаний на новый узкофюзеляжный 737 Max 10. Это всего лишь один пример. Надо ли говорить, какая на этом рынке конкуренция. В такой ситуации любой новый покупатель - это уже победа. Не говоря уже о богатых арабских странах. Та же авиакомпания Emirates - одна из крупнейших в мире. Основные самолеты A-380 и "Боинг 777". А вдруг в парк пробьется МС-21-400, пусть и арабских кровей?
Ранее машиной интересовались и саудиты. В начале ноября об этом заявил глава Ассоциации деловых партнеров по сотрудничеству с Королевством Андрей Тарасов. По его словам, первый контракт на несколько лайнеров может быть заключен уже к середине 2018 года. При этом Тарасов не стал уточнять, о каком именно самолете идет речь - МС-21 или Superjet 100. Но судя по всему, о первом, так как упоминались именно среднемагистральные самолеты.
Кроме того, в ходе встречи с представителями Министерства транспорта Саудовской Аравии обсуждался вопрос подтверждения сертификатов летной годности для того, чтобы саудиты могли покупать самолеты российского производства, невзирая на санкции и отсутствие международных сертификатов.
А вот здесь таится опасность. Теоретически США могут запретить Pratt & Witney продавать двигатели "Иркуту" для экспорта в Саудовскую Аравию. И рассчитывать придется только на "ОДК-Пермские моторы" и их ПД-14.
Говорить о том, смогут ли аналогичным образом США помешать совместному проекту России и ОАЭ, трудно, так как в этом случае речь идет о создании самолета на базе МС-21. Он даже называться может по-другому.
Судя по всему, проект реализуют не в ближайшее время. Создание рабочей группы - это только самое начало. В 2020 г. планируются летные испытания МС-21 с российским двигателем. И если с ним все будет хорошо, есть надежда, что самолет получит отечественный "движок".
Сотрудничество с Эмиратами и саудитами уже прокомментировал Дмитрий Рогозин. Вице-премьер подчеркнул, что до сих пор здесь была монополия американцев, но мы "раскупорили" ситуацию. ОАЭ обсуждали с российской стороной не только поставку самолетов, включая Су-35, но и использование казахстанского Байконура. В свою очередь, Саудовская Аравия заявила о желании купить российские комплексы ПРО С-400.
Но пока все эти разговоры можно охарактеризовать фразой пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова как раз по поводу С-400 - "контакты по поставке имеют хорошие предварительные результаты". Это означает, что еще ничего не ясно и как саудиты, так и арабы могут в любой момент "отыграть назад". С теми же США во время визита Трампа в Эль-Кувейт Саудовская Аравия подписала соглашений на астрономические $280 миллиардов. К слову, есть там и пункт "гражданские самолеты". Однако это вовсе не означает, что меморандумы обернутся твердыми контрактами.