Торговые сети должны будут научиться использовать искусственный интеллект, чтобы мгновенно реагировать на запросы покупателя. Только так они смогут выжить, считает один из основателей сети Fix Price Сергей Ломакин.
Интернет-магазины не смогут вытеснить традиционные площадки. Исследования показали, что свыше 70% потребителей предпочитают покупкам в Сети обычный шопинг, напомнил Ломакин. Бизнесмен подчеркивает, что, если ретейлеры научатся использовать новейшие IT-разработки, для торговых сетей настанет новый золотой век.
Сейчас технические новинки внедряются очень быстро: к примеру, всего несколько лет назад дроны только начали применяться для работы на складах, а теперь они встречаются повсеместно.
По мнению Ломакина, бренды переходят от ценовой и ассортиментной конкуренции к соперничеству в инновационной сфере. Так, продуктовые магазины самообслуживания, где покупатель сам выбирает товар, взвешивает и оплачивает, – это лишь одно из звеньев эволюции ретейла. Со временем они превратятся в IT-площадки, которые будут иметь всю информацию о клиентах и делать каждому из них персонализированные предложения, моментально реагируя на запросы в круглосуточном режиме.
Изменится и способ оплаты товара. За покупки уже можно рассчитаться с помощью биометрических данных: отпечатков пальцев или улыбки, которая адресуется экрану с системой распознавания лиц. В супермаркетах в Южной Корее есть аппараты, считывающие капиллярный рисунок ладоней покупателя. После этого происходит идентификация клиента, а затем с его счета списывается сумма покупки.
В эпоху бурного развития соцсетей торговля превращается в шоу. Покупатели не хотят скучать, поэтому магазины становятся площадками для конкурсов, кулинарных курсов и других развлекательных мероприятий.
К примеру, в Доме инноваций Nike в Нью-Йорке клиенты могут попробовать новые кроссовки на баскетбольной площадке прямо в магазине. В дальнейшем покупателям предложат холодные комнаты для оценки качества пуховика или имитацию дорожки в лесу, чтобы протестировать обувь для занятий бегом.
Специальные умные зеркала в примерочных подскажут, чем дополнить тот или иной предмет одежды, а заодно подберут обувь и аксессуары. Запросы на эти товары немедленно будут отправлены сотрудникам магазина, которые и доставят все выбранное покупателем в примерочную. Зеркала с искусственным интеллектом уже есть в магазине Tommy Hilfiger в Лондоне, отметил Ломакин.
Кроме того, роботы быстро смогут провести инвентаризацию товара. Это позволит избежать нехватки тех или иных артикулов.
Исследования, проведенные РАЭК и НИУ ВШЭ в декабре прошлого года, показали, что российские розничные сети уже начали активно использовать искусственный интеллект в своей работе: так делают более 40% компаний, еще 35% будут внедрять новые технологии в ближайшие пять лет. Чаще всего компании используют персональные предложения для клиентов, чат-боты и виртуальные помощники.
"Крупнейшие игроки российского ретейла уже инвестируют в высокотехнологичные инструменты чуть более 45 миллионов рублей в год... На путь цифровизации встали не только торговые сети-лидеры, но и предприятия среднего сегмента", – подчеркнул Ломакин.
Сведения об эксперте
Сергей Ломакин родился в Москве в августе 1973 года. В 25 лет вместе с партнерами основал продовольственный дискаунтер "Копейка". До 2007 г. был его генеральным директором. Эксперты оценивали эту сеть как один из самых привлекательных активов в российском ретейле.
Затем Ломакин занимался продвижением стартапов в области ретейла, открыл сетевые магазины "Fix Price", "ЦентрОбувь" и другие. В 2019 г. РБК включил компанию в топ-150 игроков национального рынка по размеру выручки. По информации Forbes, она входит в рейтинг 100 крупнейших частных организаций России.