Отчисления из федерального бюджета в Пенсионный фонд России будут сокращаться на протяжении трех лет. К 2020 г. на содержание пожилых граждан будет уходить не более 3,12% ВВП. Такие цифры содержатся в приложении к проекту бюджета на 2018-2020 гг., который неделю назад внесли в Госдуму.
Министерство финансов РФ, которое работало над документом, постаралось сделать консолидированную бюджетную систему страны более сбалансированной. Планируется, что ее дефицит в следующем году составит 1,457 трлн руб. (1,5% ВВП), в 2019 г. сократится до 947 млрд руб. (0,95% ВВП), а в 2020 г. - до 921 млрд руб. (0,85% ВВП). Несмотря на огромные дыры в региональных бюджетах в последние годы, нехватку средств удастся сократить до минимума. А значит, государству придется меньше брать в долг, отмечает "КоммерсантЪ".
Консолидированный бюджет на этот и следующие годы остается дефицитным. Зато если брать только федеральную казну, то у нее доходов больше, чем расходов: в Москву стекаются налоги и прочие поступления внутри бюджетной системы. В ближайшие три года избыток "собственных" средств у федерального бюджета будет равняться примерно 4% ВВП.
Однако регионам из этих богатств достаются лишь крохи. Почти весь излишек проедают пенсионеры: основной объем лишних средств из федерального бюджета идет на трансферт Пенсионному фонду. ПФР за счет сборов обеспечивает 60% от необходимой суммы выплат. Остальное ему дает бюджет.
По решению Минфина отчисления в Пенсионный фонд будут последовательно уменьшаться. В 2018 г. они составят 3,39 трлн руб., в 2019-м - 3,34 трлн руб., а в 2020-м - 3,44 трлн рублей. В пересчете на доли в ВВП масштаб трансферта сократится с 3,44% в 2018 г. до 3,12% в 2020-м.
Это происходит на фоне продолжающегося роста продолжительности жизни, увеличения числа пенсионеров и формальной обязанности ПФР индексировать большую часть пенсий по инфляции. Где Пенсионный фонд будет брать на это средства - непонятно. Быть может, индексация выплат будет временно заморожена, как это было сделано в отношении работающих пенсионеров.
Что касается регионального и муниципального уровней бюджетной системы, то они сильно дефицитны - 1,75% ВВП в 2018 г., 1,45% - в 2020-м. Большую часть этой разницы покрывают перечисления из Фонда обязательного медстрахования в территориальные фонды ОМС. Благодаря этому получается, что доходы регионов и муниципалитетов плюс трансферты из Москвы (11,26 трлн руб. в 2018 г.) почти равны их расходам (11,31 трлн рублей). Размер дефицита - чисто символический: 0,05% ВВП в 2018 г., 0,01% ВВП в 2020 году. Так, благодаря федеральному центру, субъекты Федерации смогут еще три года сводить концы с концами. Ситуация последних лет с накоплением региональных долгов повториться не должна.