На первом этапе произошла реорганизация предприятий отрасли, которые теперь подчиняются единому центру в лице госкорпорации "Роскосмос". Теперь, пояснил Рогозин, "Роскосмосу" предстоит определять единую техническую политику входящих в него структур, а не просто управлять их акциями.
Единый центр
Последние годы, по мнению экспертов, отечественная космонавтика находится в восходящем тренде. Активно реализуются перспективные проекты, подтверждающие статус России как ведущей космической державы. В частности, разрабатывается целое семейство ракетоносителей, такие как "Ангара", и линейка ракет "Союз". В арсенале – несколько десятков современных космических аппаратов как для научных, так и для военных целей. Сформированы группировки спутников по дистанционному зондированию Земли и по связи. Построена и стабильно функционирует полноценная спутниковая навигационная система ГЛОНАСС. Во многом это связано с повышением качества научно-технической базы. Аналитики наступившее в отрасли оживление связывают с назначением Дмитрия Рогозина куратором космических программ. Именно его считают инициатором проводимых в отрасли масштабных преобразований. Оценивая результаты первого этапа космических реформ, эксперты в первую очередь отмечают тот факт, что Роскосмос стал самостоятельной структурой, отвечающей за исполнение госзаказов. Вывод подтверждают итоги работы госкорпорации за 2017 г.: 20 успешных пусков, в том числе коммерческих, с космодромов "Байконур", "Плесецк" и из Гвианского космического центра (Куру); 4 запуска транспортных пилотируемых кораблей "Союз МС" и 3 запуска транспортных грузовых кораблей "Прогресс МС" по программе МКС; запуск космических аппаратов "Канопус-В-ИК", впервые оснащенных оборудованием отечественного производства, которое позволяет обнаруживать даже небольшие очаги пожаров на поверхности Земли. Кроме того, в прошлом году удалось добиться снижения процентов аварийности запуска на 0,2% по сравнению с 2016 г. и на 2,1% по сравнению с 2015-м.
Марс все ближе
Второй этап реформирования космической отрасли, по сути, уже начался. В частности, было заявлено о планах формирования на базе РКК "Энергия" холдинга, который продолжит создание сверхтяжелой ракеты-носителя. Ее испытания анонсировал лично президент России. По словам Владимира Путина, ракета сможет доставлять на низкую околоземную орбиту от 80 до 140 т полезного груза. "Первое испытание планируется через 10 лет", – заверил президент. В конце октября 2018 г. РКК "Энергия" должна представить эскизный проект ракеты. На эти цели Роскосмос собирается выделить 1,6 млрд рублей. Одновременно на космодроме Восточный начнется создание специального стартового комплекса. Эксперты уверены, что в случае успешной реализации проекта Россия займет лидирующие позиции в мире в сфере освоения дальнего космоса, поскольку космический грузовик будет обеспечивать полеты к Марсу, Юпитеру и на Луну. Объем полезных грузов для доставки на спутник Земли составит 20 т, а в перспективе и 27 тонн. Лунная программа рассчитана до 2030 года. По словам Дмитрия Рогозина, "мы в следующем, 2019 году собираемся отправить станцию "Луна-25", которая представляет собой "малый посадочный модуль". "Дальше еще последуют станции, в том числе которые будут работать на орбите Луны, посадочный модуль, который будет опускаться на грунт, входить в слой реголита – лунного грунта", – пояснил куратор программы. На 2022 г. запланирован полет на Луну российских космонавтов в составе международного экипажа.
Лидерство не отдадим
Вице-премьер не сомневается в успехах отечественных космических программ. Он напомнил, что проводимая реформа – "это консолидация всей отрасли, устранение параллелизма, создание равных условий для государственных и частных компаний, которые могут участвовать в космической деятельности, и это развитие международных программ". Со своей стороны Рогозин заверил, что все ключевые предприятия Роскосмоса могут и дальше рассчитывать на поддержку правительства. Кроме того, отрасль и сама зарабатывает деньги на свое развитие, например, на экспорте российских реактивных двигателей космического назначения. По словам зампреда правительства, продажа двигателей, разработанных в 1970-1990 гг., позволяет России строить их современные аналоги – в том числе двигатель РД-191, а также проводить модернизацию старых. Рогозин привел в пример РД-171, который "будет использован при создании ракеты среднего класса "Союз-5", эти же двигатели в более модернизированном виде будут использованы при создании сверхтяжелой ракеты". Международному сотрудничеству не мешают даже санкции. Так, Роскосмос участвует в масштабном английском проекте OneWeb по выводу на околоземную орбиту около 700 спутников для обеспечения высокоскоростным интернетом. В прошлом году корпорация даже подписала договор о создании СП с британцами. Поэтому все, что пишут западные издания про "конец российского космоса", Дмитрий Рогозин называет "глупостями" и пока не видит в мире достойных конкурентов. "Ничего мы вам не собираемся уступать. Размечтались", – сказал он недавно. При этом вице-премьер подчеркнул, что Россия, чтобы сохранить лидерство, готова к любым вызовам в космосе.