Обновление Москвы продолжается

Читать в полной версии →
Настоящее и будущее столицы и других больших городов обсудили на полях урбанистистического форума

В мире насчитывается 600 мегаполисов, которые генерируют 60% ВВП земного шара. Будущее больших городов обсудили на полях Московского урбанистического форума.

Российская столица – яркий пример мегаполиса. Как магнит она притягивает около 8 миллионов человек. Москва производит более 22% ВВП страны, являясь локомотивом российской экономики.

Первопрестольная сотрудничает с 150 крупными городами мира в 100 странах. О важности взаимодействия с партнерами говорил министр правительства Москвы, руководитель департамента внешнеэкономических и международных связей столицы Сергей Черемин.

Именно благодаря международным связям родился такой проект, как "Новая Москва". Столичные власти вдохновились "Большим Парижем".

"В 2013 году мы с Сергеем Семеновичем Собяниным посетили Париж, и он ознакомился с концепцией развития "Большого Парижа", посмотрел на стратегию развития транспорта, как все это увязано синергетически, деловых кварталов, обеспечения устойчивого развития этой территории. Тогда им было принято решение по многим проектам, в том числе и родился проект "Новая Москва", – рассказал эксперт в ходе панельной дискуссии "Москва Меняется: urbs et orbis", организатором которой выступил Московский центр урбанистики (МЦУ) "Город".

Вызов "Новой Москвы" – создать достойное качество жизни на неосвоенной территории, которая бы не уступала жизни в старых границах, заявил руководитель столичного департамента развития новых территорий Владимир Жидкин. Несмотря на то что площадь "Новой Москвы", которая протянулась от МКАД практически до Калужской области, в полтора раза превышает размер "старой", подчеркнул спикер, населяли первую в момент присоединения всего 220 тысяч человек.   

"У "Новой Москвы" есть, безусловно, колоссальный ресурс по развитию любых инфраструктурных объектов, по созданию объектов жилого назначения, объектов с рабочими местами. Это является нашим основным ресурсом, основной возможностью построить новый город практически с нуля", – похвалился Жидкин.

2014-й год. Дни Москвы в Риме и Милане принесли свои плоды. Им столичные жители и гости обязаны каршерингом, поскольку эта идея была привезена тогда из Италии. Хотя никто не верил, что она приживется в менталитете москвичей, вспомнил Черемин.

"Насколько я знаю, в конце этого года мы ожидаем, что количество машин по системе каршеринг составит более 6 тысяч, и оно продолжает расти. Сегодня одной машиной пользуются больше 10 человек. Для нас это очень интересный вид транспорта. Внедрив каршеринг, одна из итальянских компаний пошла на дальнейшее развитие этого проекта. Вы видели, в Москве недавно внедрили проект по аренде электрических самокатов. Сегодня у нас стоит гигантская очередь, чтобы воспользоваться этой услугой", – отметил спикер, добавив, что команда мэра не стесняется учиться у зарубежных партнеров.

Здесь речь зашла о санкциях, которые, по словам Черемина, никак не сказались на столице. "Конечно, в какой-то момент мы ощутили на себе холодок и падение экономического внешнеторгового оборота, но это было явление, в основном, 2015 года и первой половины 2016 года. И далее ситуация стабилизировалась", – подчеркнул участник форума.

2017-й год. Москвичам и гостям столицы подарили территорию, которая была сдана в рекордные сроки. Всего за два с половиной года спроектирован и построен парк "Зарядье". При этом властью была продемонстрирована удивительная политическая воля, считает директор парка Павел Трехлеб.

"На этом проекте, действительно, работал весь город и все департаменты. Надо сказать, что была проявлена политическая воля, когда принималось решение отказаться от огромнейшего инвест-контракта на 400 тысяч квадратных метров деловой, офисной, административной недвижимости и по сути подарить эту площадку горожанам, гостям столицы. И создать архитектурный, инженерный, культурный шедевр", – поделился "гостеприимный хозяин".

Международный конгресс проходит в "Зарядье", которое, по сути, является не только потрясающей зоной отдыха, но и дискуссионной площадкой. Здесь работают пять профессиональных биотехнологичеких лабораторий, научно-познавательный центр, ледяная пещера. В парке – уникальная ботаническая коллекция. На территории произрастает 120 видов разных растений, свойственных для других регионов, но никак не для столичного. Инженерные доминанты ландшафтного шедевра – парящий мост, невидимая архитектура.

О революционном перевороте в градостроении говорил гендиректор ГУП "Моспроект-2", вице-президент РАХ Михаил Посохин. К свидетелям трансформации мегаполисов он причислил и себя, и всех присутствующих, и ныне живущих в больших городах.

Об их мобильности поднял вопрос французский гость Лоран Буйо. Тем же озадачился главный архитектор Тимур Башкаев, который поведал собравшимся о транспортной революции. Он предложил универсальную систему, которая решит транспортную проблему. Дроны и беспилотники – за ними будущее, считает эксперт.  

О том, как организовать среду в городе, рассказал французский гость Эммануэль Форест. По его мнению, в каменные джунгли необходимо возвращать природу, а также прислушиваться к их жителям, иначе говоря, устраивать публичные обсуждения.

В ходе организованной МЦУ "Город" панельной дискуссии также разбирались темы кластерного деления городов и цифровой трансформации. Об урбанизации в мировом масштабе рассказал председатель правления центра Алексей Расходчиков. "Ключ к управлению развития города лежит во взаимодействии власти и жителей. В противном случае мы получаем разбалансированную среду", – заключил Расходчиков. В своем выступлении он также поднял проблему социального участия, объяснил, что значит социальная подоснова, поделился принципами социального запроса на строительство.

Накануне в столичном парке "Зарядье" открылся Moscow Urban Forum 2018 "Мегаполис будущего. Новое пространство для жизни". Впервые международный конгресс прошел в 2011 году. С тех пор ежегодно ведущие эксперты со всего мира обсуждают развитие городов-миллионников. В этот раз форум объединил более 300 урбанистов, экономистов, архитекторов, предпринимателей, представителей власти и городских активистов. В течение двух дней они рассуждают о трансформации больших городов и делятся своим опытом в преображении крупнейших точек нашей планеты.

Оксана ПОДТУРКИНА |
Выбор читателей