"Российская угроза" давно стала клише в риторике политиков стран Балтии. В Латвии молодежь усиленно готовят к войне с Россией, сообщает "Свободная пресса".
С 2007 г. в Республике существует контрактная армия, дополненная добровольцами ополчения Земессардзе ("Стража Земли" - перевод с латышского). Добровольческое движение имеет военную структуру, ополчение разбито на батальоны и округа, регулярно проводятся учения. Изначально предполагалось, что Земессардзе будет заниматься ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций: аварий, пожаров, участвовать в спасательных работах, однако на деле ополченцы готовятся отразить мифическую российскую угрозу.
Как отмечает источник, Земессардзе - насквозь идеологизированная структура, участники которой ненавидят Россию.
Кроме "идеологически правильного" ополчения, в Латвии считают необходимым иметь профессиональную армию, даже несмотря на то, что в стране уже размещен канадский батальон НАТО.
Однако власти, строящие свои планы, натолкнулись на неожиданное препятствие: молодежь в армию идет с большой неохотой. Вся численность латвийской армии - 5 тысяч 700 человек, в 2016 г. нужно было рекрутировать 700 новобранцев, однако недобор составил 100 человек.
Плачевную ситуацию объясняют демографической ямой: младенцев рождается все меньше, эмиграция растет, а рождаемость падает. Однако это лишь одна из причин. Молодые латыши не хотят становиться пушечным мясом для удовлетворения амбиций своих политиков. Многие не верят, что Россия готовится напасть на Прибалтику, другие резонно замечают, что российское вторжение возможно лишь в том случае, если Трамп объявит Путину войну.
Никакие солдаты не спасут Латвию, да и Европу, если начнется атомная война между Россией и НАТО, считает молодой IT-специалист из Риги. Но большинство уверены, что этого никогда не случится.
Литва восстановила обязательную военную службу, однако в Латвии отказались от призыва еще в 2006 году. Против призыва в армию выступают и президент Республики Раймонд Вейонис, и министр обороны Раймонд Бергманис. Финансово это очень трудно, у Латвии нет для этого ни инфраструктуры, ни инструкторов, считает министр. Президент же боится, что введение призыва спровоцирует новый всплеск эмиграции у молодежи.
Получается, что для выдуманной войны с Россией у Латвии нет ни денег, ни людей, ни, возможно, здравомыслия.